О потерях и приобретениях сериала, о том, как создавались крутые виражи многочисленных алиби в голове главного героя, о Петербурге и Достоевском, и о том, будет ли у «Алиби» продолжение, рассказал режиссер Нурбек Эген.
В ноябре на «Первом канале» завершился показ 16-серийного сериала «Алиби», снятого продюсерской компанией «Среда». Странная, местами шокирующая современного зрителя, привыкшего к толерантной современной стилистике, история о топовом питерском сценаристе Петре Решетникове (Евгений Стычкин). У Решетникова есть собственная тайная контора по созданию безупречных алиби, а еще он пишет современный вариант «Преступления и наказания» — это то, что на поверхности, видимая части айсберга.
А под этим всем (осторожно, дальше будут спойлеры) — бездны с зубастыми монстрами, акулами. Дантовское Чистилище, местами самый настоящий ад, в котором и живет Решетников. В этом аду — пришедшая за алиби жена-изменница (Ольга Сутулова), беременная, да еще и влюбленная в Решетникова секретарша (Вильма Кутавичюте). Сын (Яков Левда), совращенный учительницей по английскому (Варвара Бородина). Похожий то ли на сологубовского мелкого беса, то ли на искусителя из преисподней партнер по бизнесу (Дмитрий Куличков). И венчает весь этот очаровательный набор, возвышаясь над ним, сам Федор Михайлович Достоевский в исполнении Тимофея Трибунцева.
Критика восприняла сериал неоднозначно: от восхищения парой Стычкин-Сутулова, которые в реальной жизни являются мужем и женой, до эпитетов «трешовый», «стыдный» и недоумения от того, как можно было в 16 серий втиснуть драму, трагедию, комедию, фарс, мистику, детектив и острую социалку. Однако если бы история исчерпывалась только этим, «Алиби» суждено было бы остаться очередным кинопродуктом, о котором все благополучно забыли бы сразу после завершения показа.
Режиссер сериала Нурбек Эген (известный российскому зрителю по сериалам «Мажор 4», «Шерлок в России», «Самка богомола») считает, например, что история о сценаристе Решетникове вообще могла бы стать стилистическим образцом для всех последующих производителей отечественного киноконтента — если бы зритель смог увидеть «Алиби» вовремя. Дело в том, что съемки были закончены еще зимой 2017 года. В 2018 году на фестивале «Пилот» в Иваново была показана первая серия, а один из основных продюсеров — Александр Цекало — получил приз в категории «Лучший продюсер». В 2019 году «Кинопоиск» назвал сериал одной из самых ожидаемых премьер года. Но к зрителю «Алиби» пришел только теперь: премьера на «Первом» состоялась 18 октября 2021 года.
Но долгий путь сериала к зрителю — это еще не все. Главное все же — драматургия, конфликт в рамках которого главный герой оказывается один на один с экзистенциальными данностями: свободой, одиночеством, бессмысленностью и смертью. Решетников буквально становится сам для себя то папашей Карамазовым, то Свидригайловым, подсовывающим беспринципному матерому олигарху юную студентку, то идиотом Мышкиным, взывающим к любви и милосердии. Потому и финал символичен: растворенный в пространстве сценарист, муж, отец и любовник Решетников умирает и возрождается, уносясь в автомобиле в неизвестные дали вместе с Федором Михайловичем, расположившимся на пассажирском сидении решетниковского авто.
Надо ли после всего этого говорить, что сериалу «Алиби» тесно в рамках киносеанса, призванного дать зрителю возможность скоротать вечерок…
— Нурбек, как вы стали частью команды «Алиби»?
— К сериалу я подключился, когда уже был написан сценарий первых двух серий. Я очень сожалею, что он столько пролежал на полке, но это вопрос не ко мне, а к «Первому каналу». Все должно быть вовремя: время идет, меняется язык сериалов, сама природа повествования. Если бы сериал вышел три года назад, он стал бы «законодателем мод» для сериального производства. Я помню впечатления людей, которые еще в 2018 году посмотрели первые серии — тогда ведь такого вообще не снимали. Возможно, так говорить нескромно, но это была бы настоящая бомба. «Алиби» мне очень дорог. Да и сам главный герой Решетников, с которым мы похожи по возрасту и оба работаем в кино. На этом, правда, наше сходство заканчивается.
— А есть точка, где вы сходитесь?
— Образ Достоевского. История эта длится еще с начала 2000-х, когда после ВГИКа я, молодой режиссер, придавленный авторитетами великих отечественных и зарубежных мастеров, снимал рекламу. Если вы помните, это было сложное время — кино в стране снимали мало, и нам приходилось снимать вещи, далекие от шедевров искусства.
И вот именно тогда мне приснился Андрей Тарковский, который пришел ко мне и сказал буквально следующее: «Что же ты делаешь, гов..дел? Сними кино, расскажи всем о своей боли». В «Алиби» Тарковский трансформировался в Достоевского, который приходил с подобными репликами к Решетникову. Эти типичные комплексы, выраженные в фигурах Тарковского, Эйзенштейна, Германа, имел каждый режиссер, который закончил ВГИК.
— А почему именно Достоевский? Не Пушкин, не Толстой?
— Потому что Решетников, мнящий себя великим писателем, живет в Петербурге, ходит по узнаваемым питерским улицам; его литературная секретарша и любовница тоже Анна, как и жена Достоевского. Он стал абсолютно органичным. Конечно, без хлесткого, меткого, талантливого сценария Дмитрия Лемешева, оригинальных идей Александра Цекало и Александра Котта, которые, к сожалению, не все удалось воплотить, сериал не был бы таким захватывающим.
— Петербург Достоевского — это классическая филологическая тема, которая исследована вдоль и поперек. А как вы создавали Петербург Достоевского и Решетникова?
— «Алиби», по большей части, снят в старом историческом центре. В фильме вы почти не увидите город с современным урбанистическим окрасом или дома, построенные в советское время. Это такой своеобразный мостик, который ведет к Петербургу Достоевского. Ведь Решетников стремится к тому, чтобы быть Достоевским своего времени. Эту мысль мы хотели провести в сериале. Дом, офис компании Решетникова, отели, кафе, бизнес-центры, ЗАГС — все это узнаваемые места. Сцену семейного выезда на природу мы несколько дней снимали в 50-60 километрах от Петербурга, в Выборге.
— Давайте поговорим о Трибунцеве-Достоевском. В фильме его герой предстает перед нами матерящимся, глазеющим на красивых женщин ерником, который считает нормальным «опускать» Решетникова, пугая его скорой смертью. Какую задачу вы как режиссер ставили перед Тимофеем Трибунцевым?
— Начнем с внешнего вида и голоса. Никто же из нас не видел Федора Михайловича вживую, не слышал его голоса. Но мне казалось, что персонаж должен быть похож на продюсера Сергея Сельянова — слегка угрюмого, нелюдимого, не очень общительного. Примерно такого я и искал. Кстати, на роль пробовался Филипп Янковский, который в гриме оказался очень похожим на великого писателя, однако после того как пробы пришел Тимофей Трибунцев, и Александру Цекало, и всем нам стало ясно: Достоевский найден. Причем, он оказался весьма хулиганистым Достоевским. Здесь важно понимать, что мы не стремились изобразить писателя таким, каким он мог быть в реальности. Наш Достоевский — это альтер эго Решетникова, Достоевский, живущий у него в голове. На площадке было много импровизаций.
— Создается впечатление, что абсолютно все герои — люди без принципов, у которых нет ничего святого за душой. Но ведь в самом финале герою дается шанс начать жизнь с чистого листа, чтобы он пришел на путь искуплений?
— Да, на самом деле, для меня это очень важный вопрос. С каждой серией зритель убеждается: герои погрязли в мире двойного и тройного обмана, подмен, нечистых денег. Их засасывает ложь. Да и сам Решетников говорит, что создал свою фирму только для того, чтобы мир стал чуть лучше, забывая, что на лжи правды не выстроишь. Я прочитал в одной статье, что сериал назвали «феерическим дурдомом». Но мне бы очень хотелось, чтобы зрители обязательно досмотрели фильм до конца и вместе с героями ответили на вопрос «Можно ли на лжи построить счастливое будущее и доверие тех, кого ты любишь?»
— Будет ли продолжение «Алиби»?
— Скажем так, есть много людей, которые очень хотели бы увидеть продолжение фильма, и я уже представляю, что могло бы быть в этом продолжении. Однако хочется избежать того, что случилось с этим сезоном, когда фильм столько времени пролежал на полке. Если фильм будет снят, то он будет сразу показан на платформе, чтобы все было по-честному.
Дмитрий Лемешев, сценарист:
— Работая над сценарием «Алиби», я встречался с некоторыми реальными прототипами историй. Ведь на самом деле есть агентства, которые предоставляют своим клиентам такие услуги. В сценарий вошли некоторые мотивы из реальных кейсов, только основательно переработанные, положенные на язык кинематографа. Кино должно удивлять, а жизнь, скажем, не всегда бывает такой захватывающей, как в кино.
— Достоевский в фильме осуждает главного героя, несмотря на то, что Решетников оправдывает свою деятельность желанием привнести в мир немного больше счастья, любви и спокойствия. Но Достоевский-Трибунцев в фильме очень язвителен и саркастичен — именно и должен относиться гений русской литературы к «недописателю».
— Решетников — не есть я. Ну не может нормальный человек столько пить и одновременно хорошо писать, разве что за исключением великих, типа Хемингуэя. Пристрастие Решетникова к алкоголю в фильме оправдано еще и тем, что таким образом, в опьянении, к нему мог являться Достоевский. Но на самом деле, алкоголь и хороший качественный текст не совместимы.
— Для меня история Решетникова закончена, и вопрос моего участия во втором сезоне не стоит. Хотя история, конечно, развивается. Решетников начинает новую жизнь, оставшись без имени, он вполне может заняться высокими политическими играми.
— Это нереально, чтобы ко мне пришел человек и попросил написать алиби, у меня другая профессия. Хотя отдаленно нечто похожее мы делали на программе «Розыгрыш». Это было непросто — сделать так, чтобы герой, живой человек поверил, сделал так, как мы заложили в сценарий. Я против романтизации образа Решетникова.