Птицеводческая отрасль в России стагнирует уже пять лет
В пандемию продажи у большинства птицеводческих компаний РФ шли стабильно, но в начале первого квартала 2021-го спрос резко превысил предложение из-за снижения поставок инкубационного яйца из Европы, от которой РФ зависит на 90% по племенному материалу. При этом, на фоне растущих издержек производителей, стоимость кур в магазине почти втрое превышает их отпускную цену. Об этом журналу «Эксперт» расказал президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
«Торговые сети покупают мясо у поставщиков по 110 рублей за килограмм, тогда как цена окупаемости — 150 рублей за килограмм, на полке в магазине это мясо продается уже по 300 рублей за килограмм», — рассказал Юшин.
Он отметил, что спрос на курятину в России остается высоким, поскольку это самый доступный по цене белковый продукт. При этом накладные расходы у куроводов за год выросли в среднем на 20–25% из-за подорожания упаковки (на 40–60%) и логистики (на 10–20%), не говоря о росте издержек прежних лет.
По словам гендиректора Российского птицеводческого союза Галины Бобылевой, хозяйства только первый месяц в этом году начали ощущать стабилизацию на рынке, и в основном это связано со снижением темпов роста цен на сырье и энергоносители. Ситуация с поставками яйца из Европы тоже стабилизировалась.
«Хозяйства восстанавливают производства, для них главное — предсказуемость стоимости сырья, чего мы добились благодаря пошлинам на вывоз зерновых», — добавила Бобылева.
По данным Росстата, за восемь месяцев этого года в стране произвели 4 млн тонн птицы в живом весе, что всего на 1,7% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Как писал «Эксперт», в сентябре 2021 года мясо кур выросло в цене почти на 25% в годовом сопоставлении, показав самые высокие темпы роста стоимости среди всех продуктов питания. Чиновники показательно стараются сдержать цены, но неудержимый никем рост издержек толкает и толкает их вверх.