Минтруд будет снижать теневую занятость и способствовать легализации трудовых отношений. Сегодня в теневом секторе – треть работающих россиян.
Вице-премьер Татьяна Голикова провела заседание межведомственной рабочей группы по восстановлению рынка труда. Как говорится в сообщении правительства России, в ходе заседания Минтрудом был представлен проект плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022—2024 годы, разработанный в соответствии с поручением президента.
«Планом предусматривается определение понятия “теневая занятость”, а также закрепление полномочий по легализации теневой занятости за федеральными, региональными и местными органами власти. Планируется проведение мониторинга теневой занятости и создание реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегального трудоустройства. В реализацию мероприятий по противодействию теневой занятости также планируется вовлечь социальных партнёров — работодателей и работников», — говорится в сообщении.
До пандемии в неформальных трудовых отношениях в России состояло около трети (32,5%) экономически активного населения — порядка 25 млн человек, говорит директор по развитию бизнеса «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец. Сюда относятся те, кто трудится на основной работе без официального оформления, и по меньше мере 8-10 млн потенциальных самозанятых, работающих на себя, но не легализовавших свой статус. Если переводить в деньги — триллионы рублей ежегодно проходят мимо кассы и не учитываются в ФНС. При этом тренд на обеление рынка труда начался вовсе не сегодня — правительство планомерно борется с зарплатами в конвертах.
Весомый вклад в это дело вносит самозанятость, продолжает эксперт. Простота регистрации, субсидии, и низкий налог привели к взрывному росту популярности нового режима. Число плательщиков НПД уже перевалило за 3,3 млн, и с начала эксперимента в легальное поле вернулось уже свыше 600 млрд рублей.
Кроме того, усилен мониторинг за счетами предпринимателей и «физиков». Даже программы поддержки бизнеса во время пандемии — и те были направлены на обеление сектора, поскольку поддерживали занятость не активизацией найма, а переводом в штат тех сотрудников, кто раньше уже был устроен не официально, отмечает Сухоставец. Пристальный интерес правительства именно к этой стороне вопроса вполне объясним, полагает он: игнорировать 10-12% ненаблюдаемой экономики и в лучшие-то времена нехорошо, а уж в период, когда пандемия закономерно увеличивает бюджетные расходы, просто непростительно.
При этом, полагает Сергей Сухоставец, вероятность того, что выход из тени скажется на доходах сотрудников и на состоянии самих МСП, конечно, существует. В «схемы» ведь уходят не от лучшей жизни, а чтобы снизить налогооблагаемую базу. А если учесть, что пандемия серьезно подкосила сектор, многим существовать в легальном поле, платить достойные зарплаты и налоги, будет просто не по карману.
Теневая занятость — большая проблема российской экономики, признает руководитель представительства инвестиционного фонда ANIF в России Сергей Григорян. По общим подсчетам, «в черную» работают около 12 млн россиян. Среди них люди, которые намеренно не хотят трудоустраиваться официально, чтобы не платить налоги, люди низкой квалификации, которым просто не предлагают другой работы, пенсионеры, которые не хотят трудоустраиваться официально, чтобы не терять часть пенсии, нелегальные мигранты и граждане, которые не устраиваются официально, чтобы не потерять пособие по безработице или другие выплаты.
Государство уже предприняло попытку вывести нелегальных работников из тени. И попытка была удачной, считает Григорян. Эксперимент с самозанятыми дал результаты: к середине 2020 года их уже было зарегистрировано более 1 млн, и становится все больше. Людям проще и спокойнее заплатить в удобной форме небольшую сумму с дохода, чем бегать от налоговой, которая все более жестко контролирует доходы граждан. Сегодня перед российскими чиновниками в принципе стоит задача увеличить собираемость налогов, чтобы наполнить бюджет. А значит, в том числе, сократить количество тех, кто работает неофициально.
Скорее всего, предполагает Григорян, в очередной раз будет увеличено давление на бизнес, доходы и расходы которого будут контролироваться еще строже. Станет просто невыгодно платить «в черную». С другой стороны, лазейка все же остается: вместо того, чтобы нанимать людей в штат, можно предлагать им заключать договоры ГПХ или сотрудничать с самозанятыми. Такой подход, скорее всего, устроит чиновников — ведь при этом в бюджет тоже будут поступать налоги.
Сегодня работодателя, уличенного в выплате «черной» или «серой» зарплаты, могут привлечь к ответственности по статье 122 НК РФ и п. 2 ст. 57 НК РФ, говорит старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова. В этом случае штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога; кроме того, необходимо будет выплатить всех недоначисленные суммы и пеню за просрочку. И это в том случае, если не будет доказан злой умысел, и дело сведется, например, к бухгалтерской ошибке. Если же умысел будет доказан, то штраф вырастет до 40% от тех налогов, которые не заплатил работодатель. Также работодателя можно привлечь к ответственности по 199 ст. УК РФ (уклонение от уплаты налогов), ответственность по которой может составить штраф от 100 до 300 тыс. рублей и два года лишения свободы, комментирует Гусятникова.
Но не стоит забывать, что и физических лиц тоже ждет ответственность, если они не платят налоги со своих доходов, подчеркивает она. Такое может случиться, если налоговая уличит гражданина в сокрытии доходов, и, соответственно, в неуплате налогов — возможности для этого сейчас есть. В этом случае нарушителя законодательства можно оштрафовать на 20-40% от суммы неуплаченного налога и еще на 30% - за не сданную вовремя декларацию. Если же задолженность по налогам за 3 года превысит 2,7 млн рублей, то может наступить уголовная ответственность, предполагающая штраф до 300 тыс. рублей и лишение свободы до 1 года, поясняет Гусятникова.
«Я думаю эту ответственность будут ужесточать. Также, возможно, начнут применять блокировки счетов, как это сейчас происходит в соответствии с ФЗ 115. Просто появится еще один пункт, по которому можно будет блокировать счета в банках, если компанию подозревают в “черных” выплатах», — заключает эксперт.