Турецкая лира обрушилась в моменте на 18% после того, как президент Эрдоган вновь заявил, что повышение ключевой ставки не в состоянии контролировать инфляцию.
Экономический кризис в Турции вступил в новую, более бурную и непредсказуемую стадию. Лира достигла во вторник, 23 ноября, нового рекордного минимума, обрушившись в моменте на 18%. Обвал валюты подрывает доверие к турецкой экономике, затрудняет бизнесу выплату долгов, номинированных в иностранной валюте; и увеличивает стоимость импорта и, в первую очередь, нефти. Естественно, инфляция, находящаяся сейчас на уровне 20%, сделает очередной рывок вверх.
Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган в понедельник вновь начал публично защищать свою экономическую теорию. Турецкий лидер уверен, что повышение ключевой процентной ставки центробанком замедляет рост не инфляции, а экономики. Он заявил 22 ноября на пресс-конференции, что Турция отвергает ортодоксальную монетарную политику и будет вести «войну за экономическую независимость».
Это примечательное, хотя и не такое уж и неожиданное заявление Эрдоган сделал в преддверии важного политического события - визита в среду в Анкару фактического правителя Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), кронпринца Абу-Даби Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна, который приедет на переговоры по ряду важных вопросов, включая такие нужные сейчас инвестиции в турецкую экономику. Визит арабского шейха крайне важен в отношениях между двумя ближневосточными странами, которые в последние годы, после Арабской весны 2011 года, являются соперниками. Достаточно сказать, что Анкара и Абу-Даби поддерживают разные стороны в гражданской войне в Ливии и что ОАЭ помогли свалить в 2013 году в Египте протурецкое исламистское правительство Мурси, скончавшегося два года назад от сердечного приступа прямо на судебном процессе по делу о шпионаже.
Президент Эрдоган давно выступает против политики повышения процентной ставки для борьбы с инфляцией. Он также утверждает, что экономический кризис, в котором Турция живет с 2018 года, завезен извне, т.е. является происками врагов Турции.
Для обеспечения поддержки населения Эрдоган активно прибегает к жесткой риторике и в геополитике. В этом году он, к примеру, угрожал выслать послов США и ряда европейских стран за их критику судебной системы Турции. Правда, свою угрозу президент так и не выполнил.
Говоря о приближении новых экономических трудностей, член парламента от правящей Партии справедливости и развития (АКР) Угур Айдемир заявил, что турки должны потуже затянуть ремни и ограничить расходы, чтобы пережить кризис.
«Может, нам придется сидеть на хлебе с луком дни и даже недели, — призвал он коллег в парламенте, — но мы ни в коем случае не должны жертвовать нашей безопасностью».
Турецкий центробанк в противовес общепринятой экономической теории, которая гласит, что ослабление монетарной политики повышает потребительские цены, понизил на прошлой неделе ставку несмотря на то, что в октябре уровень инфляции достиг почти 20%. В случае с Турцией ситуация осложняется еще и тем, что иностранные инвесторы могут выводить свои деньги из турецкой экономики.
Главный банк Турции посоветовал туркам во вторник не покупать иностранную валюту по текущему курсу, который по мнению государственных финансистов занижен и «абсолютно не поддерживается фундаментальными экономическими показателями».
Между тем, аналитики считают, что с учетом роста стоимости импорта и возможного увеличения минимальной зарплаты инфляция не остановится на достигнутых рубежах. Власти однако всячески «уговаривают» ритейлеров не поднимать цены на товары, чтобы не вызвать недовольство среди населения.
Рынки расценили слова Реджепа Тайипа Эрдогана как очередной пример давления власти на центробанк с целью заставить его еще больше понизить ключевую ставку. Инвесторы уверены, что такое понижение произойдет на заседании руководства центробанка уже в декабре и скорее всего продолжится и в 2022 году. Сейчас, правда, банковская система Турции выглядит сильнее, чем в 2018 году, когда страна столкнулась с таким же валютным кризисом.
Обвал лиры во вторник — самый большой с марта, когда президент Эрдоган уволил главу центробанка, который был сторонником роста процентной ставки.
Инвесторы ответили на заявление Реджепа Тайипа Эрдогана распродажей государственных облигаций, номинированных как в турецкой, так и в иностранных валютах. Ставка по десятилетним гособлигациям в долларах выросла до 7,2%. Причем, растет она уже пять дней подряд!
Между тем, акции турецкий компаний в последние дни неожиданно выросли вместе с главным индексом — Borsa Istanbul 100 Index, который прибавил на этой неделе 1,7%. Рост на рынке ценных бумаг говорит о том, что, пытаясь защититься от роста инфляции, турки предпочитают вкладывать деньги в акции турецких компаний, а не держать их под подушкой. Такое же необычное явление, кстати, наблюдалось недавно и в Аргентине во время гиперинфляции.