Официально завершилась эра правления Ангелы Меркель. Ее однопартийцы, христианские демократы, лишились и теоретического шанса удержать в ФРГ власть. Социал-демократы, «зеленые» и свободные демократы победно завершили непростые переговоры о создании коалиции парламентского большинства. Правда, не факт, что получившееся в результате правительство будет прочным.
В среду лидеры трех партий, Олаф Шольц (Социал-демократическая партия Германии), Кристиан Линднер (Свободная демократическая партия Германии) и два сопредседателя Союза90/Зеленые Анналена Бербок и Роберт Хабек объявили о том, что коалиционное соглашение заключено. Это значит, что в ближайшее время в ФРГ появится новое правительство. «Коалиция — светофор создана», — объявил Шольц, который и станет канцлером.
Многие в Германии уже поспешили назвать это событие революционным. Дескать, ушла не Меркель, ушла целая эпоха в истории Германии, которая началась после Второй мировой войны. Десятки лет страной то вместе, то сменяя друг друга, правили правоцентристы из ХДС/ХСС и левоцентристы из Социал-демократической партии. А теперь вдруг коалиция — «светофор», названная по цветам символики трех ее участников, и не ясно, какой цвет окажется в итоге главнее.
Объявив о коалиционном соглашении лидеры трех партий не назвали состав правительства. Хотя, в общем, что и кому отойдет уже ясно. При канцлере Шольце вице-канцлером будет, скорее всего, Хабек. Линднер окажется лишь его заместителем. Все — в соответствии с полученными на выборах мандатами. В соответствии с ними же будут разделены посты в экономическом блоке правительства. Линднер получит желаемую еще со студенческих времен должность министра финансов. «Зеленым» отойдет министерство экономики — равно как и посты в, так сказать, профильных для них ведомствах: министерстве охраны окружающей среды, а также министерстве продовольствия и сельского хозяйства. А у социал-демократов будет министерство экономического развития, минтруда и минстроительства. Уже одно это предполагает значительные трения в новом правительстве.
«Зеленые» — бескомпромиссные сторонники курса на отказ от невозобновляемых источников энергии и выступают за расширение государственного вмешательства в экономику. Линднер, напротив, говорит о необходимости защиты частного бизнеса и с некоторым скепсисом относится к идее «озеленения» промышленности страны. Однако свободные демократы все же согласились с важнейшим обещанием, зафиксированном в коалиционном соглашении: довести к 2030 году долю возобновляемых источников в энергетике страны до 80%.
Впрочем, главное, чем немедленно займется правительство Шольца — это, конечно, борьба с пандемией. С мер по борьбы с ней и начал свою речь лидер социал-демократов. Судя по словам Шольца, поголовной вакцинации в Германии не будет. Вместо этого ужаса местных антиваксеров, последнее время проявляющих огромную активность, обязательно вакцинируют тех, кто относится к группе риска. В первую очередь, видимо, будут привиты обитатели домов престарелых — учреждения, за счет которых во многом и растет статистика заболевших коронавирусом. Зато не будет привычного, при приходе к власти социал-демократов, щедрого повышения минимальной почасовой оплаты труда. Она будет повышена не на 12,5, а на 12 евро.
Но, конечно, мир больше волнуют не перемены внутри Германии, а то, как поменяется ее внешняя политика. Здесь коалиционное соглашение и речи лидеров коалиции ясности не прибавили. О внешней политике Шольц сказал на удивление мало. Он говорил об углублении интеграции в рамках ЕС, о важности сотрудничества с традиционными союзниками страны. «Дружба с Францией, партнерство с США, защита мира и благосостояния в мире — это несущие опоры нашей внешней политики!», — не без пафоса произнес Шольц. Но ожидаемого словосочетания «Северный поток-2» в речи будущего канцлера не было.
Из этого можно заключить, что внешняя политика будет еще одним пунктом, который станет «работать» на раскол правящей коалиции. «Зеленые» выбили себе контроль над министерством иностранных дел. Главой МИД станет Анналена Бербок — больше просто некому, иных кандидатов на этот пост в партии не просматривается. А она — противник и строительства «Северного потока — 2», и сторонник вообще сворачивания закупок природного газа. Не без ее усилий пункт об отказе к 2040 году от газовой энергетики был включен в коалиционное соглашение. Соответственно, и по отношению к России позиция Бербок будет жесткой. «Зеленые» не скрывают своего недовольства тем, что внешняя политика ФРГ мало учитывает принципы защиты демократии и прав человека. Конечно, декларации — это одно, а реальная политика — другое. Тем не менее, не приходится сомневаться, что Бербок окажется сложным партнером для российской дипломатии. Особенно, если внешнюю политику будет вести она, а не канцлер, как было при Меркель. В том, что Шольц, считающийся куда более лояльно настроенной по отношению к Москве фигурой, чем Бербок, действительно станет уделять внешнеполитическим вопросам первостепенное значение, уверенности нет. Да и во внутренней политике он пока не похож на сильного лидера. Его политический вес не так значителен, как у его предшественницы. Как бы то ни было, Шольц канцлером станет и в ближайшее время. Состав правительства участники коалиции обещали утвердить уже в начале декабря.