В России наблюдается максимальный с весны 2020 года отток инвесторов. А в иностранные активы россияне за три квартала вложили больше, чем за весь 2020 год. Эксперты считают это следствием медийного воздействия.
Совокупный чистый отток капитала с фондового и долгового рынков РФ (с учетом всех фондов, инвестирующих в акции и облигации РФ) с 18 по 24 ноября оказался самым сильным с апреля 2020 года. Как подсчитал главный стратег BCS Global Markets (BCS GM) Вячеслав Смольянинов, отток составил 270 млн долларов против 50 млн долларов неделей ранее.
Чистый отток капитала из российских акций со стороны фондов (с учетом всех фондов, инвестирующих в акции РФ) за отчетный период составил 210 млн долларов против притока 10 млн долларов ранее. В фондах, инвестирующих только в акции РФ, был зафиксирован отток средств в размере 150 млн долларов по сравнению с притоком 50 млн долларов на предыдущей неделе.
Причиной такого развития событий стали геополитические проблемы, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на мнение эксперта. В это же время ухудшение эпидемиологической ситуации в регионе создает условия для «идеального шторма» на российских рынках акций, облигаций и других финансовых активов.
Самые большие оттоки показали традиционные фонды под управлением Pictet, Swedbank Robur и East Capital. Региональные фонды EMEA и Восточной Европы также продемонстрировали оттоки вторую неделю подряд, потеряв 238 млн долларов и 92 млн долларов соответственно — геополитическая напряженность в регионе, а также новая тяжелая волна COVID-19 продолжают отпугивать инвесторов. Фонды GEM показали небольшие оттоки в размере 141 млн долларов. Большинство остальных крупных фондов EM также отчитались об оттоках, при этом больше всех потеряли китайские фонды (2 млрд долларов).
«В то же время Россия и Восточная Европа все равно потеряли больше всех в относительном выражении. Мы ждем, что на российском рынке акций сохранится повышенная волатильность из-за геополитических опасения и ухудшения эпидемиологической обстановки», — пишет Смольянинов.
В облигациях РФ со стороны фондов (с учетом всех фондов, инвестирующих в облигации РФ) за отчетный период был зафиксирован отток капитала в размере 70 млн долларов (десять недель оттоков). В фондах облигаций, ориентированных только на Россию, были отмечены оттоки на уровне 13 млн долларов (четырнадцать недель оттоков).
«Как обычно, на рынке облигаций меньше драматизма: инвесторы постепенно покидают фонды облигаций (как ориентированные на Россию, так и GEM). В результате совокупные оттоки из российских бондов продолжаются уже десять недель подряд. Фонды облигаций GEM потеряли еще 1,3 млрд долларов (худший результат за последние шесть недель), а за десять недель, начиная с середины сентября, оттоки превысили 10 млрд долларов - на этом фронте сегодня утром позитива тоже не так уж много», — отмечает эксперт.
Как уже писал ранее Expert.ru, приводя данные Банка России за три квартала 2021 года, при этом отмечается активный интерес россиян к инвестициям в иностранные ценные бумаги. За отчетный период они вложили в иностранные акции и облигации 616 млрд рублей — больше, чем за весь 2020 год.
Выход российских розничных инвесторов на фондовый рынок в 2021 году продолжился, отметили в ЦБ. Рост иностранных вложений граждан привел к небольшому повышению валютизации сбережений — с 21,0% в начале года до 21,6% на 1 октября. Это теоретически может увеличивать волатильность рынка, поскольку сейчас на торгах наблюдается активное участие частных инвесторов с однотипными стратегиями. Впрочем, пока вложения граждан характеризуются умеренной концентрацией, отмечает регулятор.
Отток средств инвесторов с российского рынка в конце ноября связан с общими настроениями «бегства от рисков», объясняет главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Ещё до нашумевшего появления штамма «омикрон» деньги стали уходить из-за снижения склонности к вложениям на развивающихся рынках, высокой инфляции в рублёвых активах. Дополнительный импульс тенденция получила из-за общих глобальных панических настроений в связи с новым штаммом.
Огромную роль играет геополитическое обострение, говорит аналитик. Оно проявляется, в частности, в сообщениях о реальной (либо мнимой) концентрации войск на российско-украинской границе и якобы готовящемся вторжении на территорию Украины, о миграционном кризисе в Беларуси и обсуждении в Сенате США дополнительных антироссийских санкций.
При этом страдают прежде всего акции, указывает Гойхман. Они по своей природе более волатильны и менее надёжны, чем вложения в облигации, доходность по которым фиксирована. Поэтому индекс Мосбиржи упал в последние дни существенно сильнее, чем индекс российских гособлигаций RGBI. Последний поднимается с 24 ноября с 133,5 пункта к рубежу 135 пунктов — после слишком эмоционального снижения с начала ноября со 138 пунктов. Индекс Мосбиржи снижался с начала ноября с 4240 до 3776 п., и отыгрывает часть падения к 29 ноября, корректируясь к 3877 п.
Выход инвесторов из активов с высокой степенью риска, к которым относятся и капиталовложения в Россию, — вполне естественная реакция на любые негативные изменения в мире, солашается преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Информация о новом штамме коронавируса вызвала волну распродаж на ведущих биржах. Развивающиеся же рынки никогда не были «тихой гаванью» для международных финансов.
В сложившейся ситуации отток средств из ценных бумаг российских эмитентов не представляет собой экстраординарного события. Однако, указывает эксперт, влияние факторов, предшествовавших непосредственно новому обострению эпидемиологической обстановки в мире, во многом предопределили текущие масштабы оттока капиталов из нашей страны. Зарубежные СМИ достаточно успешно создали видимость обострения геополитической обстановки на границах России. При всей абсурдности подобных измышлений, идея, связанная с якобы агрессивными устремлениями российского руководства, обрела материальную силу, вызвав изъятие ориентированными на развивающиеся рынки фондами средств из российских активов, констатирует эксперт.
Медийные инструменты глобального воздействия сыграли на поведенческих стереотипах международных инвесторов, сфокусировав их внимание на несуществующих геополитических угрозах. Механизм идеологического влияния на деловую среду, основанный на создании псевдо-реальности, со временем сойдет на нет, считает Гожий. Направление движения мировых финансовых потоков будет определяться объективной действительностью. Ключевую роль для нашей страны здесь сыграют перспективы восстановительного роста экономик традиционных торговых партнеров России в Европе и Азии на фоне новой эпидемиологической угрозы. Рост или стабилизация цен на энергоносители позитивно скажутся на инвестиционной привлекательности российских активов. Отток средств неизбежно сменится их притоком.
Следует учитывать, добавляет Гожий, что коррекция на отечественном фондовом рынке, который рос в последнее время весьма впечатляющими темпами, назрела. В этом смысле совокупность обстоятельств, повлиявших на распродажи, послужили лишь дополнительными факторами, обусловившими глубину падения стоимости ценных бумаг. Однако дальнейшее поведение инвесторов относительно вложений в российские активы определяется оценками более фундаментальных факторов развития, которые связаны с общими перспективами роста нашей экономики.