25 ноября в рамках конференции газеты «Ведомости» «ESG-инвестиции в России: на пути к зеленой экономике» прошла кейс-сессия «Решения для ESG-управления бизнесом». Представители крупнейших российских компаний рассказали о своем опыте ответственного ведения бизнеса, своих «зеленых» целях и планах.
За последние несколько лет ЕSG-повестка стала одной из доминирующих тем для международного сообщества. Из рекомендаций по достижению благополучного будущего она превратилась в неотъемлемый фактор ведения бизнеса. Все меньше потребителей и инвесторов признают компании, которые не заботятся о корпоративной социальной ответственности, благотворительности, социальных и экологических проектах.
Все игроки рынка осознали критичность ESG-повестки. Теперь эта повестка действительно влияет на их взаимоотношение с потребителями, клиентами и инвесторами, заметила ведущая сессии, исполнительный директор ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» Марина Вашукова. Она считает, что многие компании уже осознают значение ESG-повестки для собственного дальнейшего развития.
«Эта повестка стала критичной впервые в истории человечества как вида. И мы столкнулись с огромным количеством глобальных проблем, угрожающих его судьбе. И все дискуссии, которые ведутся на площадке ООН с 80-х годов, не только о том, как сделать экономику более современной, чтобы она соответствовала потребностям новых поколений, но и о том, как в принципе всему миру перейти от господствующей индустриальной модели хозяйствования к новой парадигме устойчивого развития», — отметила Вашукова.
Она добавила, что компании, которые сегодня говорят о приверженности своей повестки к ESG, в том числе берут на себя обязательство содействовать реализации повестки и целей устойчивого развития. Одним из первых о своих решениях для ESG-управления бизнесом рассказал Олег Мухамедшин, заместитель генерального директора по стратегии и рынкам капитала En+ Group.
«Важно понимать, что требования по снижению углеродного следа и улучшению качества рабочей среды, а также учет мер, предпринимаемых по снижению влияния на природу и по улучшению качества продукции — это объективная реальность. Это потребность, которая не диктуется инвесторами или трендами. Это данность, в которой мы все работаем», — подчеркнул Мухамедшин в начале своего выступления.
По мнению спикера, современные компании не могут строить свою деятельность оглядываясь только на чистую прибыль и рост капитализации. Он уверен, что, если компания не изменит свое отношение к окружающей среде в лучшую сторону, у нее нет будущего. В ближайшие годы и десятилетия в развитие инфраструктуры, рост квалификации сотрудников и экологичные инициативы должны будут вкладываться серьезные средства.
В 2017-м году En+ Group запустила новый бренд Allow — алюминий с низким углеродным следом. Тогда не было ясно, насколько продукт будет востребован. Однако основатель компании Олег Дерипаска все равно сделал ставку на зеленое производство. Теперь, спустя 4 года потребность в низкоуглеродном металле со стороны клиентов и не только значительно выросла, как и премия на подобную продукцию.
«Это новая реальность. Очень многие страны объявили о своем намерении прийти к углеродной нейтральности к 2050 году. Если 2-3 года назад было не совсем понятно, насколько это реально, то сейчас со стопроцентной уверенностью можно сказать, что эти обязательства просто обязаны быть достигнуты. Другого просто не дано. Если компании, как En+, не начнут меняться, у них нет будущего», — отметил Олег Мухамедшин.
Уже сейчас бизнес, не уделяющий должного внимания ESG-повестке, теряет поддержку инвесторов. ESG-фонды стремительно пополняются инвестициями, которые уходят из фондов обычных.
«Для нас, также, как и для многих, изначальный импульс был придан извне. Это, в первую очередь, запросы инвестиционного сообщества. У нас премиальный лондонский индекс, и мы, эти запросы от инвесторов и финансовых институтов получали одними из первых. Сейчас ESG-повестка перестала быть просто модой. Ответственное инвестирование сейчас переживает взрывной рост. Причем это не увеличения общего объема доступных средств, а именно переток денег из обычных фондов в ESG-фонды», — рассказал заместитель генерального директора по финансам АО «Полиметалл» Максим Назимок.
Так, En+ Group в январе этого года объявила довольно амбициозную цель по снижению выбросов углекислого газа на 35% к 2030 году и достижению нулевого баланса выбросов углекислого газа к 2050 году. Подобной стратегии придерживается и «Сибур». К примеру, уже в ближайшие несколько лет предполагается снижение углеродного следа на 5% в газопереработке и на 15% в нефтехимии и увеличение объемов зеленой электроэнергии в энергобалансе в 5 раз, отметил во время своего выступления управляющий директор компании Александр Петров.