Как основатели Major создают сельхозпроизводство, где не используется «химия»
Знакомясь с устройством агробизнеса владельцев Major, понимаешь почему люди, создавшие в «нулевые» успешный бизнес на автомобилях, сегодня переключились на сельское хозяйство. Рост спроса на натуральные и органические продукты делают зерно и молоко новой нефтью для России.
Компания Major («Мэйджор») Павла Абросимова, Михаила Бахтиарова и Дмитрия Канарейкина начала свою историю в 1998 году, как бизнес по продаже автомобилей. Сегодня этот бизнес вырос до одного из крупнейших российских автодилеров - Major Auto – представляющего 44 ведущих мировых бренда в России. А Major стал огромным многопрофильным холдингом с оборотом примерно 150 млрд рублей в год, в который кроме автодилера входят более 10 различных направлений бизнеса. Сельскохозяйственное подразделение — самое молодое. Сегодня это большая ферма в Подмосковье и растениеводческое хозяйство в Тульской области, фирменная розничная сеть и интернет-магазин.
Взять курс на АПК совладельцы Major решили в 2016 году. «К тому времени у нас был уже максимально насыщенный портфель автобрендов, стало интересно попробовать что-то новое, для души, так сказать. Тем более мы уже были не молодые парни — семейные. А головная боль любого родителя — чем кормить детей, чтобы это было настоящей, полезной едой. Так и пришли к сельскому хозяйству», — вспоминает Михаил Бахтиаров, президент и совладелец холдинга Major.
Инвесторы решили искать землю для хозяйства ближе к дому и к основному рынку сбыта — в Московском регионе. Первым серьёзным шагом стала покупка небольшой агрофирмы «Шульгино» в Волоколамском районе с просторным наделом залежных земель (которые десятилетиями не обрабатывались — прим. ред.) в экологически чистой местности.
«Тогда для нас АПК было новой темой, поэтому консультировались с опытными фермерами, смотрели на действующие предприятия — изучали опыт. Мы изначально были ориентированы на чистое производство, без всякой химии», — поясняет Михаил Бахтиаров. В 2017 году компания подписала соглашение с властями Московской области о вложении 1,5 млрд рублей в строительство животноводческого комплекса. По завершению строительства завезли первое поголовье — 150 голов молочного стада и примерно столько же коз и овец альпийских пород, а также технику для обработки полей и заготовки кормов, оборудование для переработки молока.
«Сначала даже шутили, что новый бизнес не так уж отличается от основного: там привозим «мерседесы» из Германии, тут - племенных коров из Европы. Тем более, здоровое животное хорошей селекции стоит, почти как хороший автомобиль», — говорит другой совладелец холдинга Павел Абросимов. Уже в начале 2018 года ферма начала выпускать для реализации молочную продукцию: молоко, сметану, творог и йогурты. Чуть позже заработала своя сыродельня. Постепенно фермеры увеличили поголовье и земельные наделы для выпаса и выращивания кормовых культур, организовали птичник, создали производство мясной продукции — от стейков и полуфабрикатов до сырокопченых колбас.
К концу 2018 года хозяйство обрабатывало 4,5 тыс. га земель, которые сертифицировали по стандарту органического производства. Сертификацию проводила германская специализированная организация Kiwa, она и сейчас отслеживает, например, какими семенами пользуется ферма. Поголовье к этому времени насчитывало около 1 тысячи голов крупного рогатого скота мясной породы и примерно 500 голов — молочного, а также около 1 тыс. голов мелкого рогатого скота, более 5 тыс. кур, индеек и уток. Мощность молочного завода достигла 3,6 тыс. тонн сырья в год (основные объемы приходились на сыры), предприятия по мясопереработке — до 1,1 тыс. тонн готовой продукции в год. Появились теплицы на естественном грунте и другие сопутствующие производства, а общие инвестиции превысили 3 млрд рублей. В 2019 году М2 получила статус племенного хозяйства.
«Мы считаем, что сделали правильный выбор, решив вести хозяйство в Подмосковье. Со стороны администрации области, со стороны регионального минсельхоза уделяется большое внимание фермерам, существующие программы поддержки инвесторов работают», — подчеркивает Михаил Бахтиаров.
По его словам, предприятие неспроста развивается быстрыми темпами. Этому способствовал не только высокий спрос на экологически чистую натуральную продукцию, но слаженная работа на ферме. «Не только средств, но и сил вложено немало. Когда так близко познакомился с сельским хозяйством, стал ещё больше уважать отрасль», — говорит Михаил Бахтиаров. Сейчас на предприятии работает более 100 человек.
Когда пришло время придумать свою продовольственную торговую марку Абросимов и Бахтиаров подошли к вопросу системно и назвали ферму «М2» что подразумевает «Major: второе направление бизнеса».
«Мы гордимся нашей продукцией — все корма натуральные. Пестициды, синтетические удобрения, гормоны роста и другая химия не применяется, значит нет никакого ускоренного роста и супернадоев или суперпривесов. Да и условия содержания животных особенные», — говорит Павел Абросимов. Чтобы избежать завышения цен и представить весь ассортимент было решено делать ставку на собственную розницу и интернет-магазин.
Первый магазин был открыт в середине 2019 года. К настоящему времени в фирменную сеть входят 10 оффлайн-магазинов «М2 Органик Клуб», два из которых совмещены с рестораном и кафе. Последние, что логично, готовят из собственных фермерских экопродуктов. В интернет-магазине сегодня продается 400 органических товаров — от мяса, до овощей и морсов, с собственной фермы и товары партнеров. В этом году проект «М2 Органик Клуб» победил в номинации «Лучший специализированный магазин органических продуктов» на конкурсе WorldFood Organic. Сама ферма М2 считается одним из ведущих органических производств в стране. Компания занимает активную жизненную позицию: участвует в форумах и выставках, посвященных здоровому питанию, ведет популяризаторскую работу. «Мы убеждены, что экологически чистое сельское хозяйство — это важное преимущество и будущее России», — подчеркивает Павел Абросимов.
Данные Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (ФАО) подтверждают слова Павла Абросимова. Согласно её рекомендациям, сельское хозяйство в мире должно строится на принципах устойчивого, ответственного земледелия, а это значит в приоритете — минимальная механическая обработка почвы (это помогает сберегать влагу, удерживать углекислый газ и сохранять почвенный микромир), соблюдение севооборота, использование биологических средств для удобрения и восстановления почвы. Натуральность и качество становятся конкурентной силой.
По данным Национального органического союза РФ, рынок органических продуктов — один из самых динамично развивающийся в мире: за 2000-2019 годы он вырос более чем в семь раз, до 129 млрд долларов, а к 2025 году достигнет 230 млрд долларов. В России закон об органической продукции вступил в 2020 году, но рынок развивался и до этого. Сейчас наблюдается рост на 8-10% ежегодно, уточняет союз.
В 2020 году Павел Абросимов и Михаил Бахтиаров, уже вложив 6 млрд рублей в подмосковный агробизнес, решили расширятся. При организации экопроизводства с этим непросто — не любая местность подходит. Далеко от Шульгино уходить тоже не хотелось. В результате поисков и переговоров нашли подходящую землю в соседней Тульской области, в Ефремовском районе. Здесь продолжили выращивать зерно и рапс, начали организацию молочного органического животноводства и производство сыров. А в июне 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме предприятие — ООО «Возрождение» (основное предприятие Ефремовского агрохолдинга, входящего в структуру Major) — заключило инвестиционное соглашение с правительством Тульской области. Соглашение подписали губернатор Алексей Дюмин и Михаил Бахтиаров.
В соответствии с согласованным инвестпроектом компания сейчас достраивает новый элеваторный комплекс на 100 тыс. тонн, что позволит вдвое расширить мощности для хранения. В будущем появится своя мельница и другие мощности. До конца 2022 года в развитие хозяйства будет инвестировано до 1,6 млрд, и создано до 70 новых рабочих мест.
«Планы большие на следующие несколько лет. Большая часть земель — а здесь 21,5 тыс. га — будет отведена под органическое сельское хозяйство — культивирование пшеницы, ячменя и других зерновых культур. Кроме того, в этом же районе заложим органические сады — яблони, различные ягодные кустарники и так далее», — перечисляет Павел Абросимов. В планах у Major также — развитие животноводческого дивизиона.
Агробизнес Павла Абросимова, Михаила Бахтиарова и Дмитрия Канарейкина сегодня развивается по принципу экосистемы — все звенья дополняют и поддерживают друг друга. Причём в данном случае бизнес ещё и в прямом смысле «эко» — следует принципам сохранения экологического природного баланса.
В Шульгино М2 организовала небольшой экотуризм: построила несколько домиков для отдыха на природе, в идиллическом сельском пейзаже. Постепенно в компании исследуют возможности для расширения ассортимента.
«Мы не гонимся за чем-то или за кем-то. Нам понадобилось 20 лет, чтобы построить успешный автомобильный бизнес. Сельское хозяйство уж тем более не терпит суеты», — подытоживает Михаил Бахтиаров.