Чиновница и ее таблетки. Да еще от чего!

5 ноября на стриминговой платформе «KION» стартовал российский сериал «Чиновница». Криминальный триллер вперемешку с мелодрамой заходит на не вполне типичную для масскульта территорию артхаусного кинематографа: в восьми сериях разыгрывается драма с острой социальной проблематикой, проще говоря, «актуалочка».

Читать на monocle.ru

Учитывая наше глубоко зараженное вопросами вирусологии время, тема коррупции, процветающей среди чиновников от медицины и в фармбизнесе, возможно, и впрямь созрела. Кто ж его знает. Тем более, что за нее взялась «Киностудия КИТ», входящая в состав «Газпром-медиа» и конвейером выпускающая контент для большой тройки федеральных телеканалов. В команде создателей «Чиновницы» — и в стане продюсеров, и в звездном кастинге — крупные имена индустрии. Тем любопытнее взглянуть на то, как дозволено говорить о коррупции в современной России языком массового кино. 

В центре сюжета — история довольно симпатичной чиновницы Арины Алферовой (наконец-то по-настоящему главная роль для прекрасной Виктории Толстогановой). Она служит начальником финансового отдела в региональном Минздраве. Ей за сорок, мужа нет, только взрослый сын. Шикарная квартира в центре города, дорогие иномарка, одежда и украшения — всё при ней. Фильм начинается со сцены интимной встречи Арины и ее любовника Павла: актер Максим Виторган, кажется, подзастрял в амплуа холеного слизняка-подкаблучника. Он работает в том же ведомстве и тайно лоббирует интересы крупнейшего фармацевтического предприятия региона.

У Павла имеется жена (роль стервы — отличный актерский вызов для воздушной Полины Кутеповой). Бросить жену он не может, она неизлечимо больна. Арина совершенно незаслуженно любит Павла и надеется, что новость о ее неожиданной беременности заставит мужчину решиться на развод. Вскоре становится ясно, что Павлу от Арины нужны не чувства, а совсем другое: ее подпись на договорах госзаказов, помощь в выигрыше крупных тендеров и время от времени закрытие глаз на «неточности» в финансовых расчетах. Как результат всех этих коррупционных махинаций, в аптеки региона поставляются тонны поддельных и просроченных лекарств. Алферова — ни сном, ни духом, что все настолько серьезно: каждая ее подпись стоит сотни человеческих жизней. Как точен в данном случае слоган фильма «Её любовь стоит дорого»…

А еще в сериале масса эффектных персонажей и характеров. Честная и смелая подруга Арины Жанна в исполнении волшебной Лауры Пицхелаури. Фээсбэшник под прикрытием, внедренный в Минздрав — актер Артём Быстров после «Дурака» Юрия Быкова крепко засел в подкорку восприятия как безнадежно честный человек. Фармацевтический магнат Цалов, он же главный антагонист героини, циничный злодей-интеллектуал в странных дизайнерских костюмах — органичная роль для ироничного Алексея Аграновича. Нашлись роли и для Семёна Серзина, Виталия Коваленко, Юлии Марченко, Татьяны Рябоконь. Всем этим блистательным составом дирижирует режиссер Оксана Карас, громко заявившая о себе в прошлом году хорошим полнометражным полотном «Доктор Лиза».

То, что героиня Виктории Толстогановой очнется от комфортного сна высокопоставленной чиновницы и по законам образцовой драматургии восстанет против системы, становится очевидным уже после просмотра трех серий, доступных для журналистов. Придуманная сценаристами история «Чиновницы» разворачивается пока на региональном, а не столичном уровне (так и слышится на языке канцелярита: «на местах у нас еще есть недоработки»), что, возможно, лишь подчеркивает глубину и масштабность общероссийской «хроники». Кого нынче удивишь тем, как у нас дела делаются? Даже у президента нет иллюзий по этому поводу: «Нет такой таблетки от коррупции: раз проглотил – и вы здоровы».

Удастся ли авторам нового сериала подать набившую оскомину коррупционную тематику не в лоб и не банально, покажут остальные пять серий. Пока есть ощущение, что Оксана Карас — режиссер прежде всего «актерский». Она не тот автор, который будет изобретать неординарный язык для придания произведению дополнительной стоимости в виде идей и смыслов. Да и в диалогах героев за три серии запомнился лишь один афоризм, причем, сказанный персонажем Алексея Аграновича: «По-настоящему свободен только тот, кто может позволить себе не врать».

И все-таки «Чиновница», разоблачающая черный бизнес фармакологии и сквозную продажность в медицинском ведомстве, звучит свежо. Кинопроекты, изобличающие чинуш, мы уже видали, но то было в жанре сатиры (сериал Романа Волобуева «Последний министр») или комедии («Домашний арест» Петра Буслова). А «Чиновница» очевидным образом тянется к социальной драме. Препарировать на серьезных щах психологический тип чиновников-коррупционеров, который нам всем до зубного скрежета знаком, — дело рисковое, если не безнадежное. И если ты не Звягинцев с «Левиафаном», то, возможно, для коммерческого сериала надежнее избрать дорогу иронии и гротеска. Стоит прислушаться к классику: «У нас в России воруют все. И при этом, хохоча, приговаривают: “Да когда же все это кончится?”» То есть, без смеха, пусть сквозь слезы, привлечь зрителя на разговор (и просмотр) по такой теме сложновато. Но — посмотрим.