Пора активизироваться: бизнес-проекты для сохранения климата

Из-за пандемии коронавируса власти государств стали экономить на экологических проектах. Проблемы сокращения биоресурсов и повышение температуры в расходах бюджетов стран отходят на задний план. В такой ситуации много зависит от местного бизнеса, взявшего «зеленый» курс.

Читать на monocle.ru

Эти острые вопросы стали одной из тем для осуждения на рамочной конференции ООН по изменению климата (СОР26), которая проходит в эти дни в шотландском Глазго. Представители федеральных правительств здесь снова пытаются договориться о правилах Парижского соглашения по климату. Еще в 2015 году страны провозгласили цели сократить выбросы парниковых газов, а также не допустить роста среднегодовой температуры на Земле более чем на 2 градуса Цельсия к 2100 году. Но решать, кто и что будет сокращать, каждая страна должна сама.

Очевидно, что за минувшие 6 лет экосистема регионов продолжила изменяться, и не в лучшую сторону. Продолжили ли частные компании вести свои проекты, направленные на поддержку природы? Международные эксперты и предприниматели обсудили эти вопросы на сессии Российского партнерства за сохранение климата «Взаимосвязь природы и климата. Что может сделать бизнес».

Решающую роль в изменении климата сегодня играет само человечество: биоразнообразие сокращается беспрецедентными темпами, а «нагрузки» на природу со стороны цивилизации только растут, отметил в ходе сессии заместитель исполнительного директора неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского Андрей Чешев. По его оценке, взаимосвязь между климатическими изменениями, состоянием природы и культурой существовала всегда, и сегодня она достигла максимума. Нужны решительные действия властей, предпринимателей и населения в целом, полагает эксперт.

Чтобы сохранить окружающую среду для будущих поколений, нужно не только соблюдать условия Парижского соглашения и следовать концепциям ООН, сказал Том Уильямс, директор департамента водных ресурсов и природы Всемирного делового совета по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development (WBCSD)). Он упомянул о глобальных целях, которые организация предлагает поставить перед мировым сообществом: Zero Net Loss for Nature с 2020 года, Net Positive к 2030 году и Full Recovery к 2050 году. Однако «сегодня пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в климатическую повестку»: на борьбу с пандемией власти по всему миру тратят значительные средства, перемещая деньги из нескольких статей бюджетов. По этой причине решение проблем сохранения разнообразия отходит на второй, а то и на третий, подчеркнул юрист Baker McKenzie Грег Макнаб. По его мнению, по этой причине бизнес находится в более тяжелой ситуации, по сравнению с тем же «доковидным» 2019-м. Предпринимателям приходится решать сложные «зеленые» задачи без поддержки властей, пояснил эксперт.

Похожего мнения придерживается руководитель департамента по защите климата и природы Business for Nature Майкл Офсухин-Уайз. Государству следует прикладывать усилия, для того чтобы создавать комфортную среду для развития «зеленого» бизнеса. Однако, есть крупные компании, активно придерживающиеся принципов устойчивого развития. Одной из таких компаний является En+ Group, которая, по инициативе основателя компании Олега Дерипаски, финансирует и ведет ряд программ, направленных на сохранение природы в регионах присутствия. Во время своего выступления, Антон Бутманов, директор по устойчивому развитию En+, на примере озера Байкала показал прямую взаимосвязь между деятельностью человека и экосистемой озера, а также то, как именно бизнес может положительно влиять на состояние окружающей среды. Компания регулярно проводит исследования состояния Байкала и реализует мероприятия по его охране.