В Риге прошел саммит министров иностранных дел стран-членов НАТО. На нем предсказуемо ругали Россию и обсуждали новую стратегию Альянса. И непонятно, какая из этих двух тем выглядела более сомнительно.
На днях разговаривал со своим приятелем, владеющим рестораном в Латвии, и он жаловался на отсутствие туристов. «Вот, сидим, пьем от безделия», - говорил приятель. Однако 30 ноября на рижскую улицу все-таки пришли долгожданные инкассаторы в лице министров иностранных дел стран-членов НАТО, устроивших в латвийской столице саммит Альянса. Можно не сомневаться, что удовольствие от этого мероприятия получат не только рижские отельеры, рестораторы и симпатичные девушки в барах, но и руководство восточноевропейских стран – ведь министры обсуждают новые меры по защите от российской агрессии.
На первый взгляд, поведение уважаемых министров и высших чиновников выглядит как самый настоящий театр абсурда. С одной стороны, участники говорят о необходимости разговора с Москвой «Мы понимаем жизненную важность диалога с Россией, и мы открыты к такому взаимодействию», - говорит генсек Альянса Йенс Столтенберг. Видимо, ему подсказали, что как минимум с XVII века ни одна европейская система безопасности, исключавшая из своего уравнения Россию и ее интересы, не была успешной. С другой стороны, эти уважаемые люди не просто оскорбляют Москву, но и ретранслируют самые сомнительные мантры украинской пропаганды. Как относительно вероятного вторжения России на территорию Украины, так и в плане участия Москвы в потенциальном госперевороте (о подготовке которого украинский президент Владимир Зеленский в конце ноября рассказал журналистам). «Любые действия России для подрыва свободы и демократии, которыми пользуются наши партнеры, были бы стратегической ошибкой», - заявила министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс.
В Москве, конечно, понимают причины такого дуализма. НАТО – глубоко устаревшая организация, потерявшая свое военно-стратегическое значение для Европы после развала Советского союза. Однако она нужна Соединенным Штатам как инструмент управления внешней и оборонной политикой европейских государств. И для оживления организации американские доктора Франкенштейны воспользовались мифом о российской агрессии, от которой НАТО защищает всю Европу. Для поддержания же в ней жизни (ну, или подобия жизни) миф об агрессивности русских постоянно накачивается фактурой (ну, или подобием фактуры). Сказками о деле Скрипалей (которое легко можно трактовать как нападение на Британию с использованием оружия массового поражения), якобы имевшим место вмешательстве России в выборы – и сейчас рассказами о намерении Путина ввести войска на Украину.
В Москве все это понимают – но при этом не принимают. Поэтому весьма скептически оценивают перспективы нормализации отношений между Москвой и Брюсселем. «Чтобы возможности для восстановления нормального диалога появились, должны произойти фундаментальные сдвиги в самом НАТО на российском направлении как с точки зрения военного планирования, так и с точки зрения политики», - говорит замминистра иностранных дел России Александр Грушко.
Казалось бы, на саммите состоялись не только ретрансляции украинских мантр и антироссийских страшилок, но и описание будущей стратегии Альянса. Своим видением ее поделился генсек Йенс Столтенберг. По словам чиновника, она должна опираться на пять ключевых элементов. Однако и они, по сути, являлись оторванными от реальности мантрами. В лучшем случае – пятыми колесами.
Первый элемент – ценности. «НАТО создали, чтобы защищать демократию, свободу и верховенство права. Эти ценности определяют, кем мы являемся. И они не факультативны», - заявил Йенс Столтенберг. Верховенство международного права Альянс уничтожил во время развязанной им войны в Югославии, и успешно заполировал это уничтожение в ходе участия ряда стран и структур Альянса в операции против Ирака. А вот с ценностями интереснее. Столтенберг прав – НАТО формировалось для защиты «западных ценностей», однако сейчас в это понятие вкладываются иные смыслы. Либерал-тоталитаризм, размывание основ идентичности, прогрессистское отношение к толерантности (означающей искусственное внедрение антиобщественных ценностей). Ряд стран НАТО - те же Польша и Венгрия – уже бунтуют против навязывания им этих ценностей, а также заявлений ряда представителей ЕС о том, что данные ценности не факультативны.
Второй элемент – укрепление военной мощи. Под этими словами можно было бы подписаться, если бы речь шла об укреплении мощи против реальных вызовов странам коллективного Запада – например, от того же исламского терроризма или же кибертеррористов. Однако главным врагом в документах Альянса называются не угрожающая Европе Россия, а также далекий от нее Китай. Таким образом, вместо борьбы с реальными угрозами страны НАТО будут тратить немалые средства и ресурсы для концентрации войск на границах либо с РФ, либо с буферными странами между Альянсом и РФ. Что не только приведет к бессмысленной трате ресурсов, но и повышает риск начала войны.
Третий элемент – сильное общество. По всей видимости, речь идет о том, что для эффективного противостояния внешним угрозам, необходимо преодолеть внутренние расколы. Поставить на место различные радикальные группы, которые не уважают принципы демократии, и т.п. Проблема в том, что все эти группы появились не на пустом месте и даже не благодаря российской пропаганде – они возникли как своего рода ответ общества на неадекватную политику власти, особенно в ценностном и экономическом вопросах. И чем больше власть будут маргинализировать эти группы, тем более маргинальными и массовыми они станут.
Четвертый элемент – глобальность. Не за счет включения новых членов, а за счет сотрудничества с далекими в географическом плане странами (Австралией, Южной Кореей и т.п.) для противодействия общим угрозам. Элемент правильный и логичный – сегодня все ответственные страны мира должны сплотиться для борьбы с общими вызовами (коронавирусу, киберпреступности, распространению ядерного оружия). Однако Соединенные Штаты хотят «глобальности» в политике Альянса для того, чтобы подтянуть Европу к процессу сдерживания Китая (которое как раз и реализуется при помощи Австралии, Южной Кореи и других восточноазиатских стран). А борьба с КНР далека от национальных интересов ряда западноевропейских государств.
Наконец, пятый тезис – укрепление Альянса как институциональной структуры. Невозможное до тех пор, пока США будут управлять НАТО и навязывать странам-членам собственное понимание их национальных интересов.
Сама стратегия должна быть утверждена на Мадридском саммите в 2022 году. И как бы там, осознав суть предлагаемых опорных элементов, тоже не запили. От безнадежности.