Ученые-вирусологи считают, что оценивать особенности и угрозы нового штамма «короны» еще рано, но повода говорить о том, что вакцины против него бессильны, пока нет.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая в среду на вопрос о прогнозах распространения нового штамма, сказал, что вопроса, придет ли «Омикрон» в Россию не существует. Вопрос в том, когда он придет в Россию. Заявление прозвучало на фоне последних рекомендаций ВОЗ, представители которой считают, что новый штамм способен распространяться быстрее предыдущих и «обходить» вакцинацию.
Ученые-вирусологи считают, что время оценки особенностей нового штамма и угроз, которые он потенциально может нести, еще не пришло — в силу малой изученности «омикрона». Но поводов говорить о бесполезности вакцинации на фоне мутировавшего в очередной раз вируса пока нет.
«Появление новых штаммов вполне закономерно, когда идёт такая пандемия, и вирус активно размножается, — сказал в интервью Expert.ru доктор медицинских наук, профессор кафедры инфектологии и вирусологии Института профессионального образования Сеченовского университета Анатолий Альштейн. — Трудно сказать, на основе какого именно штамма появился "Омикрон", имеющий 32 мутации в S-белке, в котором вирус связывается с клеткой. Вспоминая недавние исследования японских учёных о влиянии количества мутаций на жизнестойкость коронавируса (о чем Expert.ru ранее подробно рассказывал), можно предположить, что здесь мы имеем дело с вирусом, которому свойственна генетическая нестабильность. Как он набрал такое количество мутаций? У него, видимо, слабо защищённый от мутаций геном».
Продолжая свою мысль, профессор пояснил: у всех коронавирусов есть специальные гены, и есть специальный белок nsp-14. Этот белок и ген, который кодирует этот белок, могут дать мутацию, и тогда точность репликации вируса будет нарушена.
«Не исключаю, что этот новый вирус с большим количеством мутаций — он из этого рода. Но это моя гипотеза», — добавил Альштейн.
По мнению ученого, возможно уже на следующей неделе удастся узнать, как «Омикрон» станет реагировать на имеющиеся вакцины.
«Мы пока ничего о нем не знаем. Те же "Модерна" или "Пфайзер" уже смотрят на то, как новый штамм нейтрализуется сыворотками. У нас “омикрон” ещё, что называется, не "на руках", не в лаборатории. Но он скоро у нас будет, и такие исследования конечно же тоже будут проведены», — выразил убеждение Альштейн.
По его словам, есть вероятность, что вакцины будут эффективно противодействовать новому штамму, пусть и в немного меньшей степени. Если же в результате исследований американских коллег выяснится, что их вакцины на новый штамм коронавируса не действуют никак, то и в России картина будет схожей. Но такой печальный прогноз вовсе не обязателен, подчеркнул вирусолог.
Что касается уже разошедшегося широко мнения о том, что «Омикрон» более заразен, но менее летален, то настоящего ответа на этот вопрос пока нет, сказал Альштейн. Штамм был обнаружен примерно у ста человек, из которых никто не заболел тяжело, никто не умер. Но это были молодые люди, обратил внимание профессор. «Омикрон», по его словам, ещё не добрался до стариков, поэтому то, как на него будет реагировать старшее поколение, пока неизвестно. Нельзя исключить и того, что ситуация может оказаться не лучше, чем в случае с «дельтой», предостерег вирусолог.
Как считает Анатолий Альштейн, протоколы лечения в связи с появлением «омикрона» не изменятся. Более того, профессор выразил мнение, что в связи с недавним появлением новых лекарств от коронавирусной инфекции картина пандемии может измениться в положительную сторону.
«Например, в США появилось лекарство "Паксловид", где исходным препаратом послужил RF-07-32-13-32. Он дал прекрасные результаты — думается, что человечество, наконец, нашло подходящее лекарство. Оно будет применяться уже со следующего года и, думаю, сильно повлияет на ситуацию», — сказал ученый.
Говоря о появлении вслед за «омикроном» новых штаммов вируса и об их характере, Альштейн такую возможность не исключил, но худшее, с его точки зрения, по-видимому, все же позади.
«Кто же может предсказать, что следующие штаммы не возникнут? Конечно, это возможно. Но в лице той же “дельты" мы имеем уже такой вирус, что, я думаю, хуже уже не будет», — заключил вирусолог.
Появление «Омикрона» было предсказуемо, как и его способность к уклонению от иммунного ответа, говорит доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института клинической иммунологии СО РАМН Александр Чепурнов.
«Появление этого вируса, сильно изменённого, закономерно, потому учёные с самого начала этого боялись. Высказывались, в частности, мнения, что под давлением вакцин он начнет мутировать, — а вышло, к слову, с точностью до наоборот: показано, что чем выше вакцинированность населения, тем меньше изменений, мутаций. Но то, что вирус будет "сваливаться" в сторону, позволяющую ему все больше уходить от иммунного ответа — этого ждали», — подтверждает эксперт.
Тем не менее, бояться факта большого количества мутаций не стоит — вакцины вполне смогут с этим справиться, говорит Чепурнов. По его словам, он сейчас проводит исследования на предмет нейтрализации вируса «Дельта» сыворотками переболевших «уханьским» штаммом, и наоборот — применяет сыворотку больных «дельтой» к «уханьскому» варианту коронавируса.
«Я не увидел разницы, — констатирует исследователь. — И если по этому судить, то может быть и в случае с "Омикроном" не будет особой разницы в подавлении. То есть, этот вариант, с большим количеством мутаций, не будет столь катастрофичным в плане его восприимчивости к действию имеющихся вакцин».
Главное опасение Александр Чепурнов испытывает относительно возможности комбинирования нынешнего коронавируса SARS-CoV-2 и «первого коронавируса» — SARS-CoV, вызвавшего, как мы помним, эпидемию атипичной пневмонии.
«Я сильно побаиваюсь, как бы не появилась какая-нибудь рекомбинация с вариантом "первого коронавируса". Тогда может подключиться другой клеточный рецептор — у "первого" он другой. Вот это действительно может вызвать серьезные моменты, связанные с эффективностью существующих вакцин. Но у тех пациентов, кто переболел “Дельтой” и при этом вакцинирован, должна быть очень высокая иммунная защита», — добавил в заключение Александр Чепурнов.