На рынке вина разыгрался идеальный шторм. Другие алкогольные напитки тоже не остались в стороне.
Давно сказано, что истина – в вине. И уже совсем скоро поиски её станут обходиться россиянам на 20-25% дороже. СМИ, со ссылкой на ретейлеров, сообщают, что именно на столько виноделы поднимут закупочные цены на свой товар.
По словам экспертов, на виноделов в этом году обрушился «идеальный шторм». Как пояснил руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев, на повышение сыграли сразу четыре фактора: неурожай, подорожание комплектующих для производства, взлет цен на контейнерные перевозки и рост спроса.
«Жаркое лето привело к снижению урожая во многих провинциях во Франции и Испании, что вызывает увеличение стоимости сырья», – комментирует ситуацию руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По данным Telegram-канала WineRetail, Франция просела по урожаю на 24%, Испания – на 16%. Потери, хотя и не такие серьезные, понесла и Аргентина – там снижение составило 6,4%.
Без комплектующих виноделам также не обойтись: продукт мало произвести, его надо во что-то разливать, а бутылки – упаковывать. Между тем, из-за роста цен на газ подорожало стекло; подорожание аллюминия потащило за собой винтовые пробки и колпаки; серьезно прибавил в цене картон. В среднем, вклад этой составляющей в рост цен оценивается в 10%.
Но все это мелочи по сравнению с подорожанием транспортировки. На рынке контейнерных морских перевозок в этом году наблюдается свой шторм: отложенный спрос, подорожавшие энергоносители и прочие факторы уже к маю взвинтили цены на 292% в годовом разрезе.
Ситуацию усугубил выросший в Европе спрос на отдельные категории вина. Например, Prosecco: 60 млн литров этого игристого разошлись, как горячие пирожки. А виноград закончился. По оценке WineRetail, мировому рынку не хватает сегодня примерно 100 млн литров. Все это в совокупности разогнало цены на импортное «колдовство для бокалов».
Но импортеры и ритейлеры намерены сдержать скачок, допуская рост в пределах 10-12%. Зачем и каким образом?
«Ритейлеры видят покупательскую ситуацию и понимают, что серьезного повышения спрос не выдержит. Потолок массовых продаж вина – 600 рублей. В районе этой цены продается около 80% вообще всего вина в супермаркетах. И если цена будет переваливать за эту планку, продажи в любом случае будут падать», – поясняет Александр Ставцев.
Нивелировать рост цен ритейлеры смогут, пустив в ход накопленные запасы: после того, как логистические цепочки, разорванные в период локдаунов, стали восстанавливаться, многие стали активно заполнять склады на черный день.
Во-вторых, как поясняет управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк, многие крупные торговые сети стараются выйти напрямую на виноделов, минуя дистрибьюторов. Это позволяет серьезно экономить. Тем более, когда речь идет о крупных партиях. Работает старое правило: оптом дешевле.
«Можно ожидать, что предложение российских вин значительно вырастет. Это будет выгодно производителям и хорошо для граждан, которые часто предпочитают отечественную продукцию», – рассуждает Артем Деев.
Александр Ставцев согласен, что российские производители действительно выиграют от сложившейся ситуации. Тем более, что у нас есть продукты, ничем не уступающие импортным разрекламированным брендам. Тем же любителям Prosecco стоит попробовать игристые вина, которые производят на Тамани и в Южном Дагестане. И у российских виноделов действительно есть шанс продвинуть свою продукцию на столы потребителей.
Проблема, однако, в том, что производство российского вина тоже упало. И сейчас соотношение экспорта и отечественной продукции на рынке составляет 50 на 50, хотя еще недавно было 60 на 40 в пользу отечественных вин.
Как поясняет Илья Березнюк, наши виноделы серьезно пострадали в прошлом году из-за нехватки сырья. Кроме того, в этом году неурожаи были и в России. Так что ожидать «рывка» и полной компенсации импортных напитков отечественными не стоит. Кроме того, рост цен на тару и другие «сухие» материалы был глобальным, так что российские производители тоже поднимали цены. Хотя у них есть существенное преимущество перед иностранными поставщиками: можно немало сэкономить на доставке. Однако надеяться на то, что рост цен минует отечественную продукцию, все-таки не стоит. Он будет меньшим, но все-таки будет.
Алкогольные напитки в России традиционно считаются товаром, на котором принято экономить. Конечно, вино (во всяком случае, то, цена которого начинается примерно с трехсот-четырехсот рублей) берут не градуса ради, а вкуса для. Но всегда найдутся те, кто второму предпочтет первое и решит перейти на иные напитки. Но и они, как сообщили несколько ретейлеров информагентствам, тоже подорожают. Что вполне логично: тара дорожает вне зависимости от того, что в нее разливают, другие расходники – тоже. Цены на сельхозпродукцию (в том числе зерно) в этом году бьют рекорды. Так что было бы удивительным, если бы крепкие напитки, пиво и прочее «горячительное» отставало от вин.
Так что выбор у россиян невелик – либо платить больше, либо подумать о здоровье и пить меньше. Хотя в преддверии приближающихся праздников второе, скорее всего, маловероятно.