Крупнейший российский автомобильный дилер намерен в 2022 году выйти на открытый рынок, несмотря на проблемы с законом. Эксперты видят в этом стремление и защититься, и развиваться.
Крупнейшая российская сеть автосалонов рассматривает возможность первичного размещения акций в следующем году – несмотря на то, что Московский областной суд заморозил активы предприятия на сумму 12,85 млрд рублей (175 млн долларов) в связи с уголовным делом против его бывшего владельца. Об этом в интервью Bloomberg рассказала генеральный директор Светлана Виноградова. Постановление суда, которое оспаривает «Рольф», не повлияет на планы возможной продажи акций во второй половине 2022 года, заявила она.
«Размещение наших облигаций сразу после предъявления уголовных обвинений показало нам, насколько интересна наша компания инвесторам, - сказала Виноградова. – Стало ясно, что уголовные обвинения против конкретных лиц не имеют никакого отношения к компании, тому, как она работает».
Дилерская сеть Rolf в Москве и Санкт-Петербурге сохранила прибыльность, несмотря на уголовное дело, открытое в 2019 году, и пандемию Covid-19, которая сковала рынок новых автомобилей. Растущие продажи подержанных автомобилей и доходы от финансирования и обслуживания помогли компании оставаться в плюсе. Такая ситуация вполне объяснима в контексте того, что российские компании в этом году привлекли около 3,4 млрд долларов в ходе IPO на различных биржах, что стало максимальным показателем за десятилетие, согласно данным Bloomberg.
Напомним: «Рольф» принадлежит зарегистрированной на Кипре компании «Деланс», которой владеет семья Петровых. Сам бывший владелец «Рольфа» Сергей Петров по телефону из Вены заявил, что выдвинутые против него обвинения абсурдны, а дело носит политический характер. В 2011-12 годах
Петров, будучи депутатом парламента, открыто поддержал крупнейшие антиправительственные протесты.
Равнее «Рольф» выпустил заявление, в котором говорится, что замораживание активов не повлияло на его деятельность. В частности, в прошлом месяце дилер заявил, что впервые продал в январе-сентябре больше подержанных автомобилей, чем новых. Эксперты отмечают, что такая смена тренда вполне объяснима и логична – нехватка комплектующих и задержки с их поставкой препятствуют развитию автомобильной промышленности и приводят к падению продаж новых автомобилей во всем мире. Соответственно, растут и цены: по словам Виноградовой, в этом году на новые автомобили в России они выросли на 20%.
«Дефицит автомобилей не закончится в ближайшее время, - говорит она. – Вероятно, он продлится, по крайней мере, до первой половины 2022 года. Мы понимали риски в области продаж новых автомобилей уже несколько лет назад, поэтому, когда началась пандемия, были готовы».
Ситуация вокруг «Рольфа» не разрешается уже несколько лет, что нехарактерно для подобного рода случаев, отмечает управляющий партнер KCG Анастасия Кучерена. По ее словам, на рынке ходят упорные слухи о заказном характере этого дела. Схема в таких случаях проста: путем долгих судебных тяжб против топ-менеджмента добиться передачи всего бизнеса или его доли в управление, скажем так, третьей стороне. Однако, в случае с «Рольфом» что-то пошло не так: компания держится и даже показывает прибыль – наряду с выходом на международные торговые площадки.
Что же касается инвесторов, то им переживать не о чем, уверена эксперт. Цели уничтожить компанию нет ни у кого. И даже если допустить прогноз о смене владельцев компании, то инвесторы вряд ли потеряют от этого – по крайней мере, в короткой и среднесрочной перспективе. Бизнес в любом случае будет сохранен.
«Уверена, что крупные инвесторы хорошо осведомлены о ситуации вокруг компании, в том числе о ее временных сложностях, поэтому они хорошо знают, что делают», – говорит Кучерена.
На память, по ее словам, приходит аналогия с историей торговой сети «Магнит», которая сначала была куплена де-факто государством (вокруг этой сделки ходили еще более мрачные слухи), а потом, совсем недавно, продана частному инвестору. Произошло это, конечно же, не без колебаний на фондовом рынке, но тем не менее в итоге все оказались в прибыли, отмечает аналитик. Анастасия Кучерена уверена, что беспокоиться потенциальным
инвесторам «Рольфа» стоит скорее о состоянии автомобильной промышленности в мире и в России, потому что от этого – а не от решений Химкинского суда – в куда большей степени зависит их долгосрочный успех.
Вероятнее всего, эта история закончится на уровне разговоров о выходе на биржу и никуда дальше не продвинется, полагает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. Подготовка к IPO занимает приличное количество времени; к тому же, отчетность должна быть подготовлена как минимум по РСБУ, а лучше по МСФО, чего от «Рольфа» с его проблемами ждать пока вряд ли стоит.
В лучшем случае, считает эксперт, это будет второй или третий эшелон с очень скромной ликвидностью. Пересобирать отчетность за последние несколько лет ради этого вряд ли имеет смысл – тем более, на фоне таких проблем юридического плана. Крайне маловероятно, что суды пойдут навстречу компании – особенно учитывая, что истец здесь фактически государство, а статистика по обвинительным приговорам в России говорит сама за себя.
«Для чего сети дилерских центров понадобилось выходить на биржу сейчас – в целом, более-менее понятно, – говорит Переславский. – С учетом той прибыли, которую компания получает от пандемии из-за спроса на новые автомобили, их дефицита и цен, которые выше 2019-ого года на 30-40%, возможность продать часть акций через публичное размещение по максимальной цене, конечно же, стоит использовать».
События, связанные с судебным преследованием Петрова и текущими исками, уже будут заложены в стоимость, добавляет аналитик. Но в реальности, уверен он, выход компании на биржу представляется пока крайне маловероятным. Даже с учетом того, что это хороший ход для привлечения инвестиций, а продажа пакета акций поможет спокойно пройти через исковые требования государства.