Эксперты в рамках онлайн-форума «Будущее Байкала» обсудили проблемы озера, предупреждение ЮНЕСКО и меры по спасению уникальной байкальской экосистемы.
ЮНЕСКО призвала Россию немедленно прекратить ослабление режима охраны озера, и попросила представить план о мерах по сохранению озера к 1 февраля 2022 года. Если требования не будут исполнены, Байкал может получить статуса объекта природного наследия в опасности.
В 1996 году Байкал присоединился к списку всемирного наследия ЮНЕСКО: озеро признали примером выдающейся пресноводной экосистемы, которая содержит 20% поверхностных вод Земли, находящихся в незамерзающем состоянии. 15 лет спустя, в апреле 2021 года, ЮНЕСКО забила тревогу: несмотря на все экологические инициативы и природоохранные мероприятия, организация выразила серьезную обеспокоенность состоянием водоема. Она указала на строительный бум и неконтролируемое развитие особых экономических зон и туризма в пределах особо охраняемых природных территорий и на берегу озера, на необходимость ликвидации отходов Байкальского Целлюлозно-бумажного комплекса (БЦБК) и прочие аспекты.
Эксперты сходятся во мнении, что смена статуса озера неприемлема и может повлечь за собой множество негативных последствий. Ассоциация менеджеров организовала онлайн-форум «Будущее Байкала», в ходе которого представители власти, бизнеса, НКО и научного сообщества обсудили насущные экологические и социальные проблемы озера, а главное – пути их решения.
Проведение онлайн-форума, посвященного Байкалу, действительно во многом обусловлен предупреждением ЮНЕСКО, отметил руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF Алексей Книжников. Он обратил внимание на тот факт, что одним из советов международной организации было провести стратегическую экологическую оценку озера. По ее результатам можно разработать универсаоьные рекомендации для лиц, принимающих решения по программам местного развития. Книжников подчеркнул, что одна из основных проблем страны, в частности, озера Байкал — отсутствие единой качественной системы экомониторинга.
По словам начальника Иркутского Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Азата Насырова, их центр занимается мониторингом воды, воздуха, почвы, радиацией, гидробиологией, биохимией, поэтому говорить о том, что система мониторинга отсутствует, некорректно. Однако, в дополнение необходимо проводить специальный мониторинг состояния флоры и фауны, объясняет Вячеслав Рожнов, председатель Научного совета по экологии биологических систем и член Бюро Научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам.
«Создать такую систему гораздо сложнее, чем создать систему мониторинга окружающей среды. Если для того, чтобы отслеживать состояние среды мы может поставить целый ряд разнообразных датчиков, чтобы смотреть, сколько содержится взвесей в воде, какие присутствуют элементы таблицы Менделеева, а следить за состоянием биоты — живых организмов, которые живут в озере, достаточно сложно. Нужно на примере каждого вида рассматривать, как тот или иной элемент оказывает влияние на его здоровье, на состояние каждого его органа, следить за их смертностью, рождаемостью и так далее», — рассказал Вячеслав Рожнов.
Байкалу также сильно вредит отсутствие правильной и современной инфраструктуры - отметил заместитель председателя правительства Иркутской области Георгий Кузьмин. В связи с этим антропогенная нагрузка на территорию экологической зоны с каждым годом только растет. Чтобы построить качественные и соответствующие экологическим стандартам объекты инфраструктуры, нужно много времени и средств. А чем больше туристов приезжает в регион «тратить деньги», тем большую нагрузку они оказывают на байкальскую экосистему, отметил Кузьмин, пожаловавшись на нехватку денег на инфраструктурные проекты.
Говоря же о туризме, эксперты сошлись во мнении, что это направление – сильный катализатор экономического развития региона, который в то же время может сильно навредить его экологическому состоянию. Генеральный директор «Гранд Байкала» Виктор Григоров подчеркнул, что в одних местах региона необходимо построить мощные туристические центры с инфраструктурой, нивелирующей негативное воздействие на природу, а в других местах ограничить турпоток и поставить его под контроль ученых и экологов, пускать туда только согласованные организованные группы.
«В противном случае если то, как сегодня организован туризм в регионе, будет продолжаться, это приведет к тому, что мы потеряем Байкал», — предупредил Григоров.
К счастью, ресурсы и желание позаботиться о Байкале сегодня есть у российского бизнеса. Как заметил министр природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Сергей Матвеев, основная нагрузка на экосистему Байкальского края ложится на Бурятию. По этой причине республика уже сейчас ведет переговоры с ведущими бизнес-структурами региона о том, чтобы заняться совместным мониторингом негативного воздействия. Одной из таких компаний является En+ Group, основанная промышленником Олегом Дерипаской.
«En+ Group - крупнейший игрок региона, и для компании Байкал — сердце всей нашей стратегии. En+ последовательно занимается программой, которая направлена на анализ экосистемы Байкала, потому что мы понимаем, что мы здесь надолго, и для нас экосистема самого озера крайне важна», — заявил директор по устойчивому развитию En+ Group Антон Бутманов.
Он рассказал о том, что En + на протяжении уже многих лет ведет различные экологические программы, направленные на сохранение озера, — например, совместный с рядом научных институтов экомониторинг, позволяющий определить, что именно происходит с экосистемой; ряд крупных волонтерских мероприятий по уборке мусор и восстановлению экотороп. Кроме того, En+ Group реализует большие грантовые программы, направленные на развитие предпринимательских инициатив в регионе.
Как некую компиляцию своих усилий En+ Group видит строительство Международного центра водных ресурсов на территории промышленной площадки БЦБК. Планируется, что центр станет современной базой для научных исследований, образовательных и волонтерских проектов.
«Для развития региона необходима определенная революция в умах людей — как тех, кто живет там, так и тех, кто приезжает на Байкал. Важно, чтобы люди убирали территорию не только в физическом смысле. Важно, чтобы поменялся местный культурный код», — подчеркнул Бутманов.
По словам Антона Бутманова, центр будет объединять в себе различные сферы: от экологичного производства бутылизированной воды до ведения научной деятельности.
«Мы подписали соглашение с ИГУ, а также обсуждаем с РАН и другими научными институтами интересное решение — открыть научно-образовательную платформу, куда будут загружены накопленные к настоящему времени данные о Байкале, собранные не только во время наших мониторингов, но и благодаря другим различным исследованиям, и сделать к ней открытый доступ», — поделился Бутманов.
С учетом того, что компания намерена создать на Байкале экопроизводство, экомузей и международную инфраструктуру для проведения различных форумов, научно-образовательная интернет-платформа, по мнению Бутманова, будет весьма кстати. Она дополнит этот инфраструктурный эко-комплекс, отвечающий всем вызовам современности и бережного отношения к природе.
«Люди будут приезжать, общаться, смотреть, обсуждать те изменения, которые происходят в экосистеме. Наша платформа, будучи информативной, открытой и доступной, будет отвечать на многие вопросы», — уверен он.