Россия, Европа и Украина обсуждают возможность включения США в Нормандский формат. У этой перспективы есть как свои плюсы, так и минусы – причем для всех участников переговорного процесса.
Большое видится на расстоянии. Это расхожее выражение вполне можно применить к итогам видео-саммита Владимира Путина и Джозефа Байдена. Сама встреча проходила в закрытом режиме и об ее конкретных итогах прессе не сообщалось, однако было очевидно, что пресса о них узнает спустя дни и даже недели после саммита – когда договоренности начнут реализовываться.
Судя по всему, одной из договоренностей стала возможность подключения США к Нормандскому формату – четверке стран (Россия, Франция, Германия и Украина), целью которых является урегулирование ситуации на востоке Незалежной. Об этом подключении сейчас говорят в России, Америке, на Украине, а также в Европе. Правда, не все говорят с радостью.
Так, Германия и Франция настороженно относятся к перспективам расширения Нормандского формата за счет США. Причин этому несколько, но главная – это вопрос субъектности. Берлин и Париж рассматривают Украину как «европейское дело», своего рода лидерский кейс обеих стран в Евросоюзе. Поэтому не хотели бы запускать в него Соединенные Штаты.
Теоретически франко-германская позиция не встречала бы возражений со стороны Москвы, ведь Кремль заинтересован в эффективном разрешении украинского кризиса и в нормализации российско-европейских отношений. Однако тут есть одно важное «но» - нормандский формат в нынешнем его виде не способен решить эти задачи.
Так, украинская сторона постоянно саботирует заключенные договоренности. Киев не собирается ни выполнять Минские соглашения, ни деэскалировать ситуацию на юго-востоке страны. Возникает впечатление, что киевскому руководству вполне комфортно дальше существовать в условиях перманентной напряженности с Москвой и гражданского конфликта на Украине. В ответ российские чиновники говорят, что не видят смысла в новых встречах в рамках Нормандского формата – по крайней мере, до того момента, пока Киев не начнет выполнять то, о чем с ним договариваются.
Собственно, в Берлине признают наличие проблемы. Новый канцлер Германии Олаф Шольц заявил о готовности «возродить Нормандский формат», поскольку «в прошлые годы развитие было не таким, как нам бы хотелось». Однако «не таким» оно было в том числе и потому, что Берлин с Парижем занимали крайне пассивную позицию. Они не хотели принуждать Киев к выполнению Минских соглашений и договоренностей, достигнутых в ходе Нормандских встреч. Не хотели – а, может, просто не могли. В итоге ощущающий собственную безнаказанность Киев регулярно оскорбляет и даже строит Германию (в частности, через эскапады посла Украины в ФРГ), а Берлин в ответ даже не повышает голос, не говоря уже о высылке посла. Вместо этого Германия продолжает следовать классовой солидарности и придерживаться украинских внешнеполитических мифов (в частности, о готовности Москвы вот-вот ввести войска на Украину).
Демонстративное поведение Киева связано прежде всего с тем, что на Украине считают себя в прямом подчинении Вашингтона, и слушают лишь американские советы. Поэтому, как считают некоторые эксперты, прямое подключение американцев к Нормандскому формату сделает его куда более продуктивным. «В принципе противопоказаний к подключению США нет, поскольку они реально влияют на Украину, и от позиции Вашингтона зависит очень многое в урегулировании украинского конфликта. В принципе, если США реально готовы внести свой вклад, мы всегда были открыты к тому, чтобы Америка оказывала свое влияние на Киев», - говорит исполняющий обязанности директора Третьего европейского департамента МИД РФ Олег Красницкий.
Однако перед подключением США к Нормандскому формату нужно понять два важных момента: цель Вашингтона на этих переговорах и его возможности на них. Реальные возможности, а не мифические.
С точки зрения цели американцы могут саботировать Минские соглашения. Если они рассматривают Россию как врага (а об этом говорят все американские СМИ и конгрессмены), то Вашингтон вполне может науськивать Киев на продолжение провокаций на Донбассе, а также противостоять любым попыткам Москвы и, возможно, Европы привнести хоть толику конструктива в Нормандский формат.
Однако, с другой стороны, целью Соединенных Штатов действительно может стать деэскалация ситуации на Донбассе. Не от большой любви к России, а исходя из национальных интересов США. Америке не нужно возобновление боевых действий, поскольку оно приведет либо к войне с РФ (если американских солдат все-таки отправят на Украину вопреки ранее сделанному обещанию Байдена), либо к падению престижа США (поскольку союзники по всему миру увидят, что Америка не защищает своих союзников). Кроме того, США не нужна и чрезмерная эскалация, поскольку она потребует большего американского участия в украинских делах и отвлечет Вашингтон от концентрации ресурсов на противостояние Пекину. Поэтому США могут вразумить украинское руководство и принудить его к прекращению провокаций.
По словам замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, в Москве пока не понимают, готовы ли США «делать то, что является абсолютным императивом: сдерживать клиентов в Киеве и добиваться от них движения к выполнению минского комплекса мер». Однако здесь важно понимать и еще один момент: имеют ли США возможности для такого сдерживания? В России распространена точка зрения о том, что Киев слушает все, что ему скажут американцы. «Руководство Украины — это собачка на поводке Соединенных Штатов», - уверен заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Юрий Швыткин. Однако на самом деле это не совсем так. Во-первых, потому, что единства в американской власти нет – в администрации США есть разные точки зрения на отношения с Украиной, поэтому послать единый, четкий и недвусмысленный сигнал Киеву Вашингтон не может. Во-вторых, есть вопросы, где убеждение и даже принуждение Украины со стороны США ни к чему не привело. Например, в деле борьбы с коррупцией, на которой построена вся украинская государственность. Таким же системообразующим вопросом для украинской элиты являются и Минские соглашения. Их выполнение неизбежно приведет сначала к федерализации Украины, а потом и к ее дерадикализации, в рамках которой нынешняя украинская элита с ее идеологией будет особо не нужна. Именно поэтому Киев продолжит сопротивляться вялому давлению Вашингтона и саботировать Нормандский формат.
Так стоит ли этот формат его расширять, если США в нем в лучшем случае будут пятым колесом?