В Кемеровской области задержаны руководители компании «СДС-Уголь», владеющей шахтой «Листвяжная», где из-за взрыва метана погиб 51 человек.
В рамках рабочей поездки в Кемеровскую область 14 декабря председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин провел встречу с родственниками погибших и пострадавшими на шахте «Листвяжная». Одним из резонансных итогов поездки стало задержание основного собственника шахты, председателя совета директоров ХК «СДС-Уголь» Михаила Федяева.
Руководитель следственной группы рассказал на встрече о ходе расследования уголовного дела, а Бастрыкин, в свою очередь, указал на необходимость установить в рамках расследования уголовного дела роль собственников шахты в произошедшей трагедии. Председатель СК России заострил внимание на том, что следствие восстановит всю цепочку событий и причины, приведшие к страшной трагедии.
Решения в отношении собственников и руководителей не заставили себя ждать. Рано утром 15 декабря Следственный комиттет сообщил то том, что следователями центрального аппарата задержаны четверо: основной собственник шахты, председатель совета директоров ХК «СДС-Уголь» Михаил Федяев, генеральный директор компании Геннадий Алексеев, технический директор Антон Якутов, а также главный инженер шахты «Листвяжная» Анатолий Лобанов. Всем им предъявлено обвинение в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 217 УК РФ), и злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ). В отношении всех задержанных следствие намерено ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу..
Как правило, собственниками шахт являются угледобывающие и сырьевые компании (юридические лица), а к уголовной ответственности могут привлекаться лишь физические лица, отмечает юрист фирмы «Арбитраж.ру» Екатерина Кузьмина.
Ранее, по ее словам, после аварий на шахтах привлекали к уголовной ответственности за нарушение правил техники безопасности (ст. 217 УК РФ). По этой статье привлекаются лица, отвечающие за безопасность производства – инженерный персонал, сотрудники органов управления предприятием или иные сотрудники, кому по должностным обязанностям положено следить за безопасностью. Также к ответственности в связи с авариями на шахтах привлекают по статье о халатности (ст. 293 УК РФ) инспекторов Ростехнадзора.
По основаниям злоупотребления полномочиями в коммерческой организации, повлекшим тяжкие последствия, собственников шахт привлекают впервые, отмечает Кузьмина. Для оценки перспектив такого привлечения необходимо обладать сведениями, какие именно противоправные действия совершил Михаил Федяев, а это – прерогатива следствия. Также стоит помнить, что задержание лица не означает признания его виновным в совершении преступления. Как показывает практика, по делу о взрывах на шахте «Распадская», например, уголовное преследование ответственных за аварию лиц было прекращено из-за истечения срока давности.
Кузьмина уверена, что авария на «Листвяжной» повлечет за собой множество проверок угольных шахт в России, и в случае выявления серьезных нарушений Ростехнадзор может приостановить работу некоторых предприятий. Что же касается непосредственно «Листвяжной», то приостановка деятельности и задержание руководства повлечет за собой существенные потери на период простоя шахты. Для контрагентов же риски выражаются в нарушении сроков исполнения обязательств по договорам.
Впрочем, оговаривается эксперт, в зону ответственности «СДС-Уголь», согласно данным их официального сайта, входят две шахты и три разреза. Вполне возможно, что выпавшие объемы «Листвяжной» будут компенсированы ростом добычи на других объектах компании.
Для угольной отрасли происходящее сегодня в Кузбассе означает только одно: собственникам шахт все же придется вкладываться в модернизацию и улучшение условий добычи, а также заботиться в первую очередь о людях, а не о себе или о клиентах, считает ведущий юрист Объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин. История «Листвяжной» становится столь громкой не только из-за смерти горняков, но и потому, что множество источников открыто говорили: последствий для владельцев шахты не будет, по сути, никаких. То есть, решение о задержании владельца шахты носит выраженный политический характер, уверен юрист.
Такое развитие ситуации может послужить для других добывающих компаний сигналом о томи, что на чрезвычайные происшествия, которые там случаются, глаза больше закрывать не будут, Полагает Уткин. Кроме того, не нужно забывать, что из-за наращивания экспорта угля в Китай без отопления рискуют остаться уже три региона – Алтай, Кемеровская область и прибавившаяся к ним Республика Коми. Этот фактор тоже послужил триггером для того, чтобы Бастрыкин оставил в покое блогеров с музыкантами и занялся реальными проблемами, считает юрист.
Что же касается «Листвяжной», то есть вероятность, что она сменит собственников, а нынешние владельцы и руководители шахты получат реальные сроки. Если это действительно случится, можно осторожно ждать реальной, а не мнимой, модернизации добывающих предприятий, заключает Уткин.