Завершился саммит «Восточного партнерства» - проекта ЕС, призванного уменьшить влияние России на постсоветском пространстве. В итоговой декларации его участники не стали критиковать Москву. Одной сложностью в отношениях России и Запада стало меньше.
Впервые за два года в Брюсселе состоялся саммит «Восточного партнерства». Этот проект, созданный в 2009 году, включает в себя Азербайджан, Армению, Грузию, Молдову и Украину. До лета в него входила и Белоруссия, но она его покинула и никого на саммит, в котором, кроме упомянутой пятерки, участвовали все страны ЕС, не прислала. Саммит стал своеобразной прелюдией к саммиту Евросоюза и послесловием к сообщениям об обострении обстановки на украино-российской границе. Получался сигнал России: Запад заинтересовался давним проектом, задуманным то ли для того, чтобы способствовать расширению Евросоюза, то ли чтоб отвадить от такого расширения, но точно – чтобы уменьшить влияние Кремля в бывшем СССР.
Интриг саммита было много. Президент Украины Владимир Зеленский рассматривал его как еще один способ донести до ЕС простую мысль: санкции против России надо вводить превентивно, до обострения обстановки. Достиг он своей цели будет ясно только на саммите ЕС, который продлится два дня.
Ожидалось так же, что вся пятерка получит от Евросоюза щедрые инвестиции. Это было бы ярким свидетельством того, что ЕС решило заняться углублением контактов с постсоветским пространством всерьез. И действительно, президент Евросовета Шарль Мишель объявил о том, что пятерке будет выделено свыше 2 млрд евро, которые можно будет потратить на самые разные цели – от поддержки прессы, до строительства дорог.
Наконец, в начале года Молдова, Украина и Грузия предложили реформировать проект. Они обратились с письмом к руководству ЕС, где еще раз подтвердили, что рассматривают «Восточное партнерство» именно как способ приблизить их евроинтерацию. Предложение выделить из пятерки трио особой поддержки в Брюсселе не получило. Руководство Евросоюза и на саммите не согласилось с тем, что три страны, стремящиеся ко вступлению в ЕС, должны быть на особом положении в «Восточном партнерстве», по сравнению с Арменией и Азербайджаном, которые ни к какой евроинтеграции и не помышляют. Премьер-министр Никол Пашинян и президент Ильхам Алиев, как кажется, приехали в Брюссель исключительно ради личной встречи. Она, кстати, подтвердила, что оба участника проекта по-прежнему балансируют на грани новой войны и, следовательно, ни к какой единой политике под эгидой ЕС не готовы. Куда больше этой политики их занимал вопрос Карабаха и Зангезурского (Сюникского) коридора.
И уж тем более ни Армения, ни Азербайджан не горят желанием выступать единым проевропейским или уж тем более антироссийским фронтом с Молдовой, Украиной и Грузией. И в Баку, и в Ереване есть куда больше заинтересованности в сотрудничестве с Кремлем, чем с Брюсселем.
Именно благодаря Алиеву и Пашиняну декларация саммита «Восточного партнерства» оказалась выдержана весьма благоприятной для России редакции. Россия там просто не была упомянута в критическом ключе. «Мы глубоко обеспокоены продолжающейся дестабилизацией и нарушениями принципов международного права во многих частях региона «Восточного партнерства», которые представляют угрозу миру, безопасности и стабильности. Мы призываем к возобновлению усилий по содействию мирному урегулированию нерешенных конфликтов в регионе «Восточного партнерства» на основе принципов и норм международного прав», - вот и весь жест осуждения действий России, который попал в декларацию.