О марке Гуччи слышали все, о том, кто и что за ней стоит, как обычно, не знает почти никто, да и зачем это нам? Разве что для того, чтобы узнать, как за наигламурнейшим, какой только может быть, фасадом скрывались совсем негламурные события. Но начиналось все как будто бы хорошо, и в жизни, и в фильме с участием Леди Гага, Джереми Айронса, Сальмы Хайек и Аль Пачино
Одна из самых ожидаемых мировых кинопремьер — фильм Ридли Скотта «Дом Gucci» вышел в российский прокат в декабре. Почему картина, которую критика восприняла с воодушевлением, вызвала негативную реакцию представителей семьи Гуччи, и профи от киноиндустрии? Способен ли китч достигать шекспировской глубины? Допустимо ли – и если да, то в какой степени – поступаться принципами художественной правды?
Внимание, в тексте будут спойлеры!
История, рассказанная 84-летним номинантом на «Оскар» и «Золотой глобус» Ридли Скоттом, представляет собой художественный пересказ одного из самых трагически-скандальных эпизодов из жизни мира высокой моды — заказном убийстве в 1995 году главы модного дома «Gucci» Маурицио Гуччи. В основу сценария положена книга Сары Гэй Форден «Дом Гуччи: Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности», написанная ровно двадцать лет назад. Автору книги можно сказать «браво» за отличное название, в котором каждый элемент идеально встроен в то, что в литературоведении называют идейным содержанием, а также в то, что составило суть характера главной героини —Патриции Реджани, выскочки с неуемными амбициями.
Итальянский дом моды «Гуччи» — производитель одежды, парфюмерии, аксессуаров и текстиля – стал синонимом недостижимой, но такой притягательной alta moda, о которой в первых кадрах фильма говорится голосом Патриции Реджани в исполнении Леди Гага: «Фамилия Гуччи звучала так сладко, так соблазнительно. Синоним роскоши, стиля, власти».
Режиссерская концепция выстроена так, что у зрителя к финалу фильма не остается сомнений: нагловатая, харизматичная, яркая, не брезгующая грязными методами и обожающая идти «в лоб» Патриция выходит замуж не за сдержанного будущего адвоката, мальчика Маурицио – она выходит, ни много ни мало, за Гуччи! Ко времени знакомства Патриции и Маурицио модный дом был на вершине славы, его почетными клиентами были аристократы и звезды первой величины, а в честь Грейс Келли модельеры бренда создали даже цветочный принт.
В фильме дух «тяжелого люкса» получил отражение в сцене, когда одетая в шубу и увешанная золотом Патриция наблюдает выход из фирменного бутика «Gucci» дивы Софи Лорен (в секундном эпизоде успела засветиться другая дива восточнославянского происхождения Мадалина Генеа).
«Лучше плакать в «роллс-ройсе», чем быть счастливым на велосипеде», — эта фраза, которую приписывают Патриции, иллюстрирует тот образ жизни, который вела светская пара Гуччи. Пентхаусы и особняки, 64-метровая яхта, дружба с сильными мира сего, статусные вечеринки, негласный титул «Лиз Тейлор»… Именно здесь, согласно Скотту, драматический конфликт стал стремительно развиваться. Неуемная, раздирающая, ненасытная гордыня и жадность, накрывающая с головой и сносящая все на своем пути.
А что в сухом остатке?
Два брата, каждый из которых имеет свою свиту прихлебателей, консультантов, адвокатов и «друзей дома». Дети братьев, которые обязательно дружат против кого-то. Антагонист, всеми правдами и неправдами пробравшийся в семью и разрушающий ее до основания? На что все это похоже?
Если присмотреться, то братья Альдо и Родольфо Гуччи выступают в роли шекспировских Реганы и Гонерильи из «Короля Лира». Возраст и пол не важны, важен нарратив, который скрыт за музыкальными хитами, яркими look’ами, аксессуарами, лоферами и платками с такими узнаваемыми и притягательными переплетенными буквами GG. А за кажущейся непосредственностью юной Патриции, щедро демонстрирующей декольте и буквально нахрапом берущей мямлю Маурицио, встает поистине страшный, пугающий образ шекспировского бастарда Эдмунда, уничтожающего родовые связи.
Шекспировская тема потери разума и разрушения рода в «Доме Gucci» отчетливо прослеживается в образе одного из представителей старшего поколения – Альдо Гуччи, блистательно сыгранного Аль Пачино. Отяжелевший, все еще молодящийся, Альдо сначала кажется едва ли не воплощением всего того, чего может достичь на этом свете человек. Он щедро раздает подарки Патриции, не подозревая, что пригрел на своей груди змею. Но красивая, молодая, ищущая внимания Альдо Патриция -— отличный манипулятор: она понимает, что Альдо стареет и скоро его ресурс иссякнет. Маурицио же слишком мягок и не годится на роль главы бренда. Именно это осознание и становится для семьи началом конца.
Посмотрите, как меняется образ Аль Пачино – Альдо в гениально срежиссированной сцене передачи прав, когда Маурицио становится мажоритарным владельцем бренда. Как горбятся плечи Альдо, который уже успел побывать за решеткой (не без помощи Патриции, разумеется), как трясутся его руки, как беспомощен его сын Паоло в спортивном костюме (абсолютно не узнаваемый в гриме Джаред Лето). Потерянный, трясущийся старик уходит, чтобы никогда уже не вернуться вновь. Патриция снова победила!
В 1991 году ежегодные убытки компании достигли критической цифры в 30 млн долларов. К финалу 1993 года Маурицио продал все свои акции компании Investcorp за 120 млн долларов. К тому времени Патриция была уже в разводе с мужем.
Развязка в фильме максимально приближена к реальным событиям – об этом говорит закольцованная композиция. Принявший свой послеобеденный эспрессо, Маурицио едет на велосипеде к миланскому офису, чтобы умереть на ступенях дома.
Особенно хочется отметить тандем Леди Гаги и Сальмы Хайек в роли гадалки и подельницы Пины, решающие судьбу обреченного Маурицио. Лишенные легкости, одетые в тяжелые ботинки и кожаные куртки, актрисы отлично справились с задачей: где есть только жажда мести и алчность, нет места человеческим чувствам.
Критика восприняла «Дом Gucci» с воодушевлением, отмечая псевдоительянский акцент Леди Гаги и «фейстюн» Джареда Лето, примерившего лысину и толщинки. Итальянские колумнисты говорят о несомненной удаче фильма, о возведенных до вселенских размеров сатире и гротеске, поругивают режиссера, который якобы устал к концу фильма и не нашел ничего лучшего, чтобы побыстрее пристрелить надоевшего Маурицио.
Высказываются и мнения, что фильм обернется отрицательный пиаром для бренда. Однако цифры говорят об обратном. СМИ сообщают, что спрос на товары, связанные с брендом, вырос после выхода ленты на 60%. Итальянское агентство Ansa, правда, приводит реплику представителей семьи Гуччи, где они возмущаются тем, что представлены в фильме хулиганами. Но равнодушных нет – и это главное.
Ольга Гоменюк, travel и fashion журналист, главный редактор журнала об Италии ItaliaReport.com считает, что для клиентов и поклонников модного дома, важно знать историю бренда, и события, о которых рассказывает фильм, вряд ли обрушат финансово-экономические показатели Gucci. Другое дело — вопросы, лежащие в морально-этической плоскости. Деньги ведь сами по себе не имеют негативной или позитивной коннотации, считает Гоменюк. Важно то, как человеческая алчность, доведенная до абсурда, делает деньги причиной и орудием зла.
И в мире, который показывает нам Ридли Скотт, все люди такие — алчные, жадные, обезумевшие от запаха власти, роскоши и денег, потерявшие моральный облик и элементарные понятия о добре и зле, априори не верящие никому – даже в своей собственной семье. И мир этих людей соответствует им: не важно, какой ты; важно, какое лого на твоей одежде или обуви – знак, по которому считывается «свой-чужой».
Шекспировский король умер. Глостер ослеп. Эдмунд, как и сестры, мертвы.
На первый взгляд, история «Дома Gucci» получила свое логическое завершение: убийцы отправились за решетку отбывать заслуженное наказание, бренд обрел новых владельцев, среди которых нет ни одного представителя семьи Гуччи.
«Склонимся мы под тяжестью судьбы,
Не что хотим, сказав, а что должны...»
Этими словами заканчивается «Король Лир». Скоттовская сатира, прикрывающая трагедию разобщенности и гибели рода, оставляет не сюжетно, но этически открытый финал: что должно — сказано, каждому — свое.