Конфликт Венгрии и Польши с Брюсселем к концу года вступил в активную фазу. Вместо того, чтобы пойти на уступки Евросоюзу, руководство двух стран решило сыграть на обострение. Как следствие, оно нарвалось на жесткую реакцию ЕС.
Еврокомиссия запустила юридическую процедуру разбора нарушений в отношении Польши. В течении двух месяцев страна должна дать официальные объяснения, почему она упорно не желает выполнять законодательство ЕС. В частности, от польских властей ждут ответа, отчего до сих пор, несмотря на ранее данные заверения, не отменено постановление Конституционного суда страны от 7 октября о том, что национальное законодательство имеет приоритет над нормами права Евросоюза. Если объяснения не будут даны и если они не устроят Еврокомиссию, Польшу ждут серьезные последствия.
Страна итак, в соответствии с решением Евросуда, обязана платить за октябрьский вердикт по 1 млн. евро штрафа в день. А теперь ей грозит еще и резкое сокращение помощи по линии ЕС. Специальный механизм, позволяющий задерживать выплаты стране из совместного бюджета Евросоюза, в отношении Польши действует еще с начала года. Но Брюссель правом наказывать строптивых поляков, мягко говоря, не злоупотреблял. Теперь будет злоупотреблять.
Президент Польши Тадеуш Моравецкий немедленно обвинил чиновников Евросоюза в «бюрократическом централизме» и заявил, что вмешательству Брюсселя в дела суверенных государств ЕС должен быть положен предел. Тем не менее, саму идею, что скоро придется давать объяснения Еврокомиссии он не отверг. Из этого можно сделать вывод, что объяснится с ЕС Польша все же попытается и в лобовую атаку не пойдет. Хотя бы, чтоб не сердить руководство Евросоюза. А там ведь итак очень рассержены.
С 2020 года, когда правящая партия Польши «Право и справедливость» взяла курс на реформу (читай, подчинение себе) судебной системы страны, что вопиющим образом расходилось с законами ЕС, в Брюсселе пытались договориться с польскими властями по-хорошему. Все наказания, которыми грозили Польше, на практике ограничились только приостановкой выплат из Фонда восстановления после коронавируса. К осени казалось, что «Право и справедливость», вместе со своим лидером Ярославом Качиньским, одумаются. Тем паче, что разгорался кризис на белорусской границе, который требовал общей координации действий Варшавы и Брюсселя. И действительно, Качиньский делал заявления, свидетельствующие о том, что Польша пойдет на уступки. Но стоило только кризису у границы хоть немного поутихнуть – и выяснилось, что все обещания, данные ЕС, оказываются пустыми. Более того, парламент страны принимает закон, который запрещает компаниям из-за пределов Европейской экономической зоны владеть мажоритарными долями в польских СМИ. Это означает, что главный критик политики соратников Качиньского, телеканал TVN, вполне может оказаться под контролем государства или правящей партии. Польская оппозиция протестует, а в ЕС решают, что далее оставлять вызовы без ответа уже нельзя.
Тем паче, что Качиньский во всю демонстрирует: биться за возможность строить свою «властную вертикаль» он вполне готов. В этой битве у него обозначился и союзник – Венгрия. Над ней так же нависла угроза юридической процедуры ЕС. Ведь и там Конституционный суд принял решение, что местные законы важнее общеевропейских. Соответственно, как разъяснил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, страна не изменит свою иммиграционную политику, заключающуюся в отказе принимать беженцев по квотам ЕС. «Мы не будем ничего предпринимать в вопросе охраны наших границ, сохраним тот порядок действий, который ввели ранее. И даже если Европейский суд поручит нам внести изменения, мы на это не пойдем и никого пускать к себе не будем», - без обиняков объявил венгерский премьер.
Орбан на глазах превращается в союзника нынешних властей Польши, уже не ситуативного, а долговременного. Это подчеркивает теперь и Качиньский, дав еще и понять, что лиха беда - начало. В начале декабря он провел в Варшаве встречу, которая весьма удивила у него в стране многих, как противников, так и союзников «Права и справедливости». На ней собрались представители европейских правоконсервативных и евроскептических партий. Конечно, главным гостем на этой встрече были посланцы «Фидес» - партии Орбана. Но нашлось там место и тем, кого в польской прессе иначе как агентами Путина не называют. Например, Марин Ле Пен. В общем, получился пугающий сигнал Брюсселю: Качиньский показал, что в борьбе с происками европейской бюрократии для него все средства хороши. Понадобиться – будет мутить воду в масштабах всего ЕС. Даже может на поклон к Путину пойти. Звучит как фантастика, но почему бы и нет?
Оптимизм ЕС внушает то, что и Качиньский, и Орбан производят впечатление «хромых уток». Рейтинги их политических сил, да и их собственная популярность, падают. Есть серьезные основания считать, что в 2022 году Орбан проиграет президентские выборы. Следующий год будет трудным испытанием для «Права и справедливости». Сначала предстоят непростые выборы в органы местного самоуправления. А 2023 год – год парламентских выборов, если, разумеется, их не придется проводить ранее. Избирательные кампании, считай, уже начали проевропейские силы, ведомые Дональдом Туском. Их вдохновляет то, что конфликт с ЕС в польском обществе непопулярен. А уж крайний вариант, когда Польше придется попрощаться с Евросоюзом, и вовсе не пользуется поддержкой. Схожая ситуация и в Венгрии. Так что взывать к патриотическим чувствам в противостоянии «бюрократическому централизму ЕС» и Орбан, и Качиньский могут только до известного предела.