«Якутия» выходит из кризиса: авиаперевозчик намерен увеличить пассажиропоток до миллиона человек

Читать на monocle.ru

Авиакомпания (АК) «Якутия», которую контролирует министерство имущества республики, собирается в наступающем 2022 году нарастить объем пассажироперевозок до миллиона человек. АК расширяет маршрутную сеть и чартерную программу и планирует совершить более 41 тысячи часов налета, сообщает пресс-служба регионального правительства. Буквально на днях «Якутию» возглавил новый гендиректор.

Этим летом у перевозчика были серьезные проблемы, происходили многочисленные задержки рейсов, что, в частности, вызвало недовольство властей — глава Якутии Айсен Николаев Николаев выступал с критикой руководства компании.

В сентябре прежний генеральный директор «Якутии» Владимир Горбунов покинул свой пост, а в начале декабря новым гендиректором компании стал Андрей Винокуров, который до этого временно исполнял обязанности генерального директора, а ранее занимал должности коммерческого директора и замгендиректора по коммерции. Известно, что в «Якутию» Винокуров пришел около 15 лет назад, начав свою деятельность в АК в качестве специалиста по инвестиционным проектам. В 2015-2018 годах он также работал заместителем гендиректора по экономическому развитию в ОАО «Авиакомпания "Полярные авиалинии"». Эксперты авиаотрасли и коллеги Винокурова, опрошенные якутскими СМИ, характеризуют нового гендиректора региональной авиакомпании, как грамотного специалиста, который знает, как заработать деньги.

Предполагается, что до конца 2021 года авиакомпания перевезет примерно 840 тысяч пассажиров, что на 68% больше, чем в 2020-м. В прошлом году «Якутия» перевезла 499 тысяч человек — на 70% меньше, чем в 2019-м, когда еще не началась пандемия коронавируса. Общий налет «Якутии» в 2021-м должен составить более 30 тысяч часов — это превышает показатели 2020 года на 15%.

Айсен Николаев, говоря о текущих результатах деятельности авиакомпании, отметил что она по-прежнему находится в кризисе. По словам главы региона, к такой ситуации привело отсутствие грамотного корпоративного управления. Глава Якутии указал на необходимость развивать систему субсидирования авиабилетов, призвав при этом отказаться от механизма прямых субсидий в пользу субсидирования через пассажиров, чтобы улучшения почувствовали, в первую очередь, клиенты компании.

По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка «Якутии» в 2020-м составила 7,4 миллиарда рублей против 11,6 миллиарда годом ранее, чистый убыток превысил 2,8 миллиарда (в 2019-м отмечалась прибыль в 140 миллионов). Компания базируется в аэропорту Якутска и столичном «Внуково». Парк перевозчика состоит из 15 машин, в число которых входят пять лайнеров Superjet 100, шесть самолетов Boeing-737-700/-800 и четыре Bombardier DHC-8. Ранее «Эксперт» писал о том, что крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines обвинила владельцев аэропортов в завышении стоимости обслуживания рейсов. По словам заместителя гендиректора перевозчика Дмитрия Куделькина, в 2021 году темп роста стоимости услуг аэровокзалов стал двузначным, на 15% выросла средняя стоимость обслуживания рейсов. В ГК «Аэродинамика», которая выступает оператором аэропортов, назвали заявления голословными.