Леса России: что мешает одному из наиболее перспективных инструментов декарбонизации

Российское партнерство за сохранение климата организовало круглый стол, где эксперты обсудили важность, проблемы и перспективы климатических проектов, а также рассказали о своем опыте ведения подобных программ.

Читать на monocle.ru

В ноябре в Глазго прошла климатическая конференция СОР 26. По ее итогам одним из главных достижений стало принятие свода правил Парижского соглашения: стороны пришли к единому мнению о внедрении международных рыночных и нерыночных механизмов сотрудничества по 6-й статье Соглашения. Эта статья предусматривает введение определенных механизмов регулирования выбросов парниковых газов, а также механизмов торговли углеродными единицами, что должно привести к росту инвестиций в климатические проекты.

В связи с этим 22 декабря Климатическое партнерство России провело круглый стол на тему: «Климатические проекты – вспомогательный инструмент или основа для декарбонизации на ближайшее десятилетие?», в рамках которого эксперты и представители российского бизнеса поговорили о перспективах развития подобных проектов и их потенциале в России и мире, обсудили их правовое регулирование, а также поделились своим опытом разработки и ведения лесоклиматических проектов.

Открывая мероприятие, модераторы Ольга Санарова, директор департамента внешних коммуникаций En+ Group, и Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию РУСАЛ, отметили, что сегодня ежедневно идут диалоги по теме климатических проектов, их трансформации и эволюции. Но пока единства нет, и под климатическими проектами каждый подразумевает что-то свое.

То, что заинтересованные стороны достигли консенсуса относительно статьи 6 Парижского соглашения, несомненно, уже большое достижение. Однако впереди еще очень много работы.

В последнее время считалось, что судьба климатических проектов зависит от 6-ой статьи Парижского соглашения. Многие сходились во мнении, что как только она будет проработана, «Парижское соглашение сразу заработает, проекты будет очень просто и выгодно реализовывать, ведь появится их экономическая целесообразность», — отметил заместитель директора Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития РФ Антон Цветов. Однако, все не так просто: порядка 20 элементов статьи еще предстоит доработать, и займет это еще не менее двух-трех лет.

Ключевая задача на сегодня, несмотря на все трудности, стимулировать реализацию климатических проектов, считает начальник управления науки и международного сотрудничества Рослесхоза Владимир Дмитриев. Это возможно лишь при наличии разумной нормативно-правовой базы на международном и российском уровнях.

По словам руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгения Шварца, основной драйвер климатических проектов — это бизнес. Среди оптимальных проектов для предприятий — лесовосстановление, лесоразведение, охрана лесов от пожаров, вредителей и вырубки, а также сохранение и восстановление болот.

Подобные проекты в России уже существуют. Ранее металлургический бизнес компании En+ Group, основателем которой является Олег Дерипаска, подписал соглашение с Рослесхозом, Иркутской областью и Красноярским краем. Высадка деревьев и дальнейший полноценный уход за ними, проекты лесоохраны, закупка оборудования для предотвращения и тушения пожаров – это и многое другое входит в спектр работы En+ Group. В России группа стала «пионером» в области проведения лесных проектов подобного масштаба. Но директор по устойчивому развитию En+ Group Антон Бутманов обратил внимание на то, «что это не благотворительность. Наши действия направлены на то, чтобы сделать все это частью нашего коммерческого проекта. Но пока он находится в зародыше. У нас все еще отсутствует соответствующее законодательство. И нам придется прекратить проект, если не будет подготовлена соответствующая нормативная база».

Как заметил председатель комитета по изменению климата Торговой палаты ICC Russia Сергей Честной, когда утвердили правила по климатическим проектам, все, по его словам, были довольны, потому что «появилась хоть какая-то ясность».

«Мы выступаем за то, чтобы в Российской Федерации были определенные нормативы, углеродное регулирование. Мы продали больше 2 млн сертификатов возобновляемой энергии I-REC, придя на рынок буквально год назад, погасив исключительно внутренний спрос. Если сегодня мы распакуем потенциал лесных климатических проектов, добавим сюда "хайпа" и "кредабилити", они будут чего-то стоить», — уверен Бутманов.

Как отметил Евгений Шварц, углеродные единицы нужно не только «получить в результате проекта», но и добиться их признания и одобрения покупателями низкоуглеродной продукции и внешними международными регуляторами. Если, по словам Антона Бутманова, спрос и одобрение со стороны потребителей уже есть, остается добиться одобрения российских и зарубежных регуляторов.

Если говорить о перспективах использования российских методик с точки зрения возможного встраивания в международный контекст, то, конечно, здесь все упирается в регулирование, мониторинг-отчетность, в прозрачность и понятность каждого действия, говорит советник практики международного торгового и таможенного права адвокатского бюро «Егоров, Мединский, Афанасьев и партнеры» Владимир Таланов. Но при этом он замечает, что время на адаптацию к новой реальности у нас есть.

«Сами те методы, которые есть в ЕС, далеко не всегда идеальные. Поэтому мы здесь с точки зрения адаптации лет 10 вполне можем использовать для того, чтобы свое регулирование отточить и не сваливать это как ведро холодной воды на головы бизнеса», — резюмировал спикер.