От гаджета до аварии один шаг

Предприниматель Дмитрий Давыдов рассказал, как повысить безопасность на дорогах с учетом распространения гаджетов

Читать на monocle.ru

За последние пять лет количество аварий, совершенных из-за использования телефона за рулем, выросло на 15%, следует из статистики ГИБДД по состоянию на середину 2021 года. В России водителей за использование смартфона во время движения штрафуют на 1,5 тыс. рублей. А вот пешеходы и велосипедисты, которые тоже теряют бдительность из-за использования телефонов, по-прежнему могут пользоваться гаджетами в пути безнаказанно.

Невнимательный гражданин со смартфоном в руках чаще пересекает проезжую часть, не смотря по сторонам, переходит дорогу в неположенном месте, а также создает помехи другим участникам дорожного движения. Как решить эту проблему на основе европейского опыта предложил предприниматель Дмитрий Давыдов. Свои мысли он сформулировал в некоммерческом проекте «20 идей по развитию России».

Гаджетозависимость

Использование россиянами гаджетов растет ежегодно. В среднем граждане проводят в мобильных приложениях 4,3 часа в сутки. Это достаточно высокий показатель, поскольку лидеры рейтинга - жители Индонезии – проводят за телефоном 5,5 часов в сутки.

Если рассеянный пешеход вдруг отвлекся на телефон во время перехода проезжей части, он рискует быть сбитым. За 5 секунд, которые человек тратит на чтение одного сообщения, светофор может сменить сигнал, а автомобиль незаметно выехать из-за угла. Чтобы неожиданно притормозить при скорости 60 км/час водителю потребуется 16 метров тормозного пути. Так что даже при быстрой реакции водителя, пешеход сильно рискует. Распространенность электросамокатов, сегвэев, роликов и других средств индивидуальной мобильности повышает опасность от использования гаджетов не только на проезжей части, но и на тротуарах. Угроза подстерегает пешеходов на всем протяжении дороги, потому снизить риски особенно важно.

Статистика ГИБДД по итогам января-октября 2021 года говорит не в пользу пешеходов: за это время произошло более 28 тыс. ДТП с наездами на граждан. Более 26 тыс. человек в таких авариях получили травмы, а почти 3 тысячи скончались. То есть почти каждая четвертая смерть на дорогах с января по октябрь 2021 года – это сбитый пешеход. Число аварий с участием велосипедистов в последние годы также растет: в 2017 году было 5 247 случаев, а в 2020 году зарегистрировано 5 750 происшествий, в которых 368 человек погибли и 5 364 получили травмы.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), для пешеходов риск быть сбитым при пересечении дороги выше, если они отвлекаются на разговоры по телефону, музыку или текстовые сообщения. Организация призвала во всех странах проводить интенсивные кампании для информирования пешеходов об опасностях использования отвлекающих устройств на проезжей части.

 По данным китайских ученых по итогам исследования за 2019 год, пользователи мобильных телефонов в два раза чаще нарушают правила перехода перекрестка, чем люди без смартфонов. При этом каждый пятый пешеход с гаджетом медленнее переходит дорогу, из-за чего не успевает завершить переход до смены сигнала светофора. Ждать следующего зеленого сигнала вынуждены 12% пешеходов, поскольку они отвлекаются на контент смартфона. Не смотрят по сторонам более 60% пользователей гаджетов, при этом среди людей без телефонов этот показатель немного превышает 30%. Исследователи пришли к выводу, что использование мобильных телефонов пешеходами намного повышает риск аварии.

Штраф за смартфон

За рубежом проблему невнимательности из-за использования смартфонов решают штрафами. Например, в китайском городе Цзясин штраф за пользование мобильным, а также игры и шалости на дороге с 2019 года может составить до 50 юань (580 рублей). В Литве с 2018 года невнимательных пешеходов, использующих смартфоны, или по другой причине отвлекающиеся на дороге, могут оштрафовать на сумму от 20 до 40 евро (1,7 тыс.–3,4 тыс. рублей). В США размер штрафа зависит от штата и города. Например, в городе Гонолулу, штат Гавайи за использование гаджета на дороге с 2017 года штрафуют на 15 – 35 долларов (1,1 тыс.–2,6 тыс. рублей) за первичное нарушение и до 99 долларов (7,3 тыс. рублей) за последующие нарушения. В городе Монтклер, штат Калифорния, в 2018 году установили штраф 100 долларов за первое нарушение и до 500 долларов за последующие.

 Использование гаджетов на дороге грозит штрафом и велосипедистам. Например, в Нидерландах с июля 2019 года штрафуют на 95 евро (7,9 тыс. рублей) за езду с мобильным электронным устройством в руке. Система только за первые полгода действия закона зафиксировала более 21 тыс. поводов для штрафов. В Израиле штраф за использование мобильного телефона во время езды на велосипеде составляет 1 тыс. шекелей (23,3 тыс. рублей). За это же нарушение в Германии велосипедист будет оштрафован на 55 евро (4,6 тыс. рублей), в Дании на 1 тыс. крон (11,20 тыс. рублей), а в Бельгии 110 евро (9,2 тыс. рублей).

 Дмитрий Давыдов предлагает позаимствовать зарубежный опыт, который доказал свою эффективность, и применить его в российской действительности. Для повышения безопасности на дорогах необходимо ввести штрафы за пользование мобильными для пешеходов при пересечении проезжей части, а также для велосипедистов и пользователей других средств индивидуальной мобильности (электросамокатов, сегвэев, роликов и т.д.). Такая мера позволит сформировать привычку у россиян более внимательно вести себя на дороге и не отвлекаться на сообщения в мессенджерах, звонки и просмотр роликов. Кроме того, пешеходы не будут задерживаться на переходах, что положительно скажется и на движении транспорта. Автор предлагает направить полученные за счет штрафов средства на обустройство более безопасных пешеходных переходов и улучшение инфраструктуры для велосипедистов, пользователей самокатов и других средств индивидуальной мобильности. «В результате таких мер число аварий с участием пешеходов и велосипедистов заметно сократится, что привнесет свой вклад в снижение смертности и травматизма на дорогах», - отметил Давыдов.

Предприниматель создал проект пять лет назад, а в период пандемии дополнил идеи и вдохнул в них новую жизнь. «20 идей» написаны из гуманистических соображений и направлены на улучшение жизни россиян, отмечает Давыдов. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому автор надеется на поддержку со стороны властей.