Прошедший конгресс и застрявший в сенате США законопроект о реформе избирательного права сделает ее более унифицированной, если, конечно, станет законом после перемен в составе сенаторов в 2022 году. Однако в «Акте для народа» есть такие пункты, которые вряд ли по душе не только экс-президенту, которому он способен помешать вернуться в Белый дом, но и Джозефу Байдену.
Джо Байден подписал закон об оборонном бюджете, тот самый, где не нашлось места санкциям против «Северного потока — 2». В преддверие этого, вице-президент Камала Харрис дала интервью CBS. В России обратили внимание, что в нем она пообещала жуткие антикремлевские санкции, если российские войска будут наступать на Украине.
Однако самым интересным в интервью Харрис было не это повторение давней угрозы, которую уже раз двадцать произнесли руководители США, ЕС, НАТО и отдельных стран в их составе. Вице-президент указала, что приоритетом администрации Байдена в обозримом будущем станет реформа избирательной системы страны.
Отсутствие перемен в избирательном законодательстве «разрушит один из важных столпов демократии» и приведет к тому, что США «сотрут самих себя с мировой карты в качестве примера для подражания», пугала Харрис. Ее прочувственные слова были обращены двум аудиториям: избирателям Демократической партии и сенаторам. В Верхней палате Конгресса в январе рассмотрят «Акт для народа», где и изложен план коренной реформы избирательной системы США.
О том, что выборы в Америке проводятся по древним, подходящим для девятнадцатого, максимум, для начала двадцатого века правилам, в стране не говорит только ленивый. Избирательная система США излишне сложна, во многом запутана, а самое главное, не централизована. В период выборов американцам особенно часто приходится вспоминать, что слово «state» переводится как государство, а не как название административной единицы страны, пусть и являющейся федерацией.
В каждом штате – свои законы, в том числе, касающиеся проведения общенациональных избирательных кампаний. Например, где-то избиратели, желающие принять участие в выборах, должны регистрироваться заранее по интернету, где-то, наоборот, не должны. В одном штате нарезают избирательные округа по одним правилам, в другом – по иным. Праймериз, где, на минуточку, определяют кандидатов в президенты от ведущих партий, могут в одном месте быть кокусами (это что-то среднее между собранием партийных активистов и партийными дебатами), в другом – полноценными голосованиями, иногда с участием всех желающих.
И так далее, и так далее. Список отличий избирательных законодательств штатов велик и не первый год кормит сонм американских юристов, помогающих судиться по поводу тех или иных претензий к итогам очередных выборов.
Вопрос о необходимости избирательной реформы встал, что называется, ребром в 2020 году, когда Дональд Трамп прямо объявил, что он проиграл президентские выборы из-за фальсификаций в пользу Джо Байдена. Доказать свои обвинения в судах ему, правда, не удалось. Но тысячам американцев оказалось и слов Трампа достаточно, чтобы пойти на штурм Конгресса.
Вот команда Байдена и внесла весной в Палату представителей законопроект о реформе, который не без споров был утвержден там голосами демократов. А в Сенате застрял намертво. Используя прием, который называют в США флибустьерством – то есть, затягиванием принятия законопроекта с помощью разных уловок – республиканцы сделали так, что реформа не принята до сих пор.
Претензии к ней однопартийцев Трампа понятны. Ведь Байден, по существу, взял за основу «Акта для народа» предложения левого крыла своей партии. В обширном документе есть множество новаций, принципиально не устраивающих республиканцев. Чего стоит, например, лишение права местных властей нарезать избирательные округа по своему усмотрению! Этим, согласно законопроекту, должна заниматься только особая комиссия, независимая от того, кто руководит тем или иным штатом. Учитывая, что республиканских штатов в США больше, чем демократических, получается уступка в пользу Байдена.
Да и Трамп, если реформа пройдет, вряд ли сможет баллотироваться в 2024 году. «Актом для народа» предусмотрено обязательное обнародование деклараций кандидатов в президенты и вице-президенты за десять лет. Трамп публиковать свою декларацию наотрез отказывается, что понятно. Его девелоперское прошлое хранит немало тайн, в том числе, налоговых.
Написанным в пользу даже не демократов вообще, а их левого крыла, выглядит целый ряд предусмотренных законопроектом новшеств. Это и создание особого государственного фонда, вполне по-ленински формирующегося за счет штрафов, наложенных на крупный бизнес. Из него предполагается финансировать тех кандидатов, которые сами не могут собрать достаточное количество средств. Это и разрешение голосовать бывшим заключенным, даже если судимость не снята. А по статистике, среди экс-зеков невелик процент ядерного электората республиканцев: белых из американской глубинке.
Наконец, бесит сторонников Трампа то, что «Акт для народа» никак не устраняет главную их претензию к выборам: он не ограничивает возможности для дистанционного голосования. Напротив, штаты будут обязаны создавать условия для всех желающих проголосовать по почте, где бы они ни жили, в США или заграницей.
Возмущают республиканцев и суровые кары для местных властей если они решат преступать положения закона. Например, станут чистить списки избирателей прям перед выборами. Законопроектом предусмотрено, что за полгода до голосования все действия с этими списками прекращаются.
Все это делает законопроект о реформе непроходным, тем более, что для его принятия требуется голоса 60 сенаторов. А значит, реформу должны поддержать 50 демократов и 10 республиканцев. Сейчас это выглядит чем-то из области фантастики.
Но в 2022 году – довыборы в Конгресс. Будут переизбраны и 34 из 100 сенаторов. Тема перемен в избирательной системе, как уже ясно, займет важное место в предвыборной риторике и республиканцев, и демократов. Первые будут твердить о фальсификациях 2020 года. Вторые в ответ будут тыкать им «Актом для народа»: дескать, что же вы, о несовершенстве избирательного законодательства говорите, а когда доходит до дела, ударяетесь во флибустьерство. И может быть, эта тактика принесет демократам победу.
А дальше, если у партии будет большинство в Сенате, реформу можно будет смягчить. Что-то подсказывает, что вручать судьбу выборов экс-зекам и действовать по-ленински Байден не хочет ничуть не меньше Трампа.