В 2021 году малый бизнес столкнулся с новыми проблемами, связанными с COVID-ограничениями. Уходящий год продолжил испытывать мировую и российскую экономики на прочность.
Пандемия пока не торопится отступать, вынуждая правительство вводить защитные меры для безопасности населения. Но эти же меры и, как следствие, снижение спроса на товары и услуги наносят урон коммерческим структурам. Особенно чувствителен к COVID-ограничениям оказался малый и микробизнес, которому больше остальных оказалась нужна государственная поддержка. Многим компаниям удалось выжить только благодаря экстренным мерам поддержки со стороны государства. О принятых мерах – в нашем обзоре.
В малом и среднем бизнесе под ударом пандемии оказались прежде всего отрасли, не имевшие возможности экстренно перестроиться под онлайн или дистанционный формат. В их число попали бытовое обслуживание, химчистки, стоматологии, парикмахерские, салоны красоты, услуги по дневному уходу за детьми и другие. Всего специалисты насчитали 17 пострадавших бизнес-направлений.
Благодаря «спасательному кругу» от государства предприятия из этих сфер в разгар пандемии могли получить льготный кредит по ставке 3% годовых. Заем рассчитан на 1,5 года из расчета один МРОТ на каждого сотрудника на 12 месяцев. И в первые полгода у предпринимателя есть право не выплачивать ни проценты, ни основной долг.
По просьбе бизнеса осенью 2021 года было принято решение включить в программу ФОТ 3.0 еще шесть сфер. Об этом на встрече с предпринимателями сообщил первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов. По оценкам Минэкономразвития, расширение списка претендентов на помощь обойдется государству примерно в 20 млрд рублей на 2022 год.
Реализовывая эту меру, государство убивало сразу двух зайцев: с одной стороны — спасало «тонущий» бизнес, с другой — защищало работников. Ведь получение льготного кредитования возможно только при условии сохранения не менее 90% сотрудников.
Дополнительно банки выдали малому бизнесу более 27 млрд рублей в виде антикризисных кредитов по программе Корпорации МСП и Центробанка. Средняя ставка по таким льготным кредитам составила 8,06% годовых. Их получателями стали 1089 предприятий. Каждый третий кредит пришелся на предприятия непродовольственной торговли, которые не вошли в программы ФОТ 3.0 и гранты.
Предприятия, находящиеся в группе риска из-за COVID-ограничений, могли получить единовременные выплаты на сотрудников со стороны государства. Ее размер — 1 МРОТ на каждого работника. Обязательным условием для получения было нахождение в едином реестре субъектов МСП или в реестре социально ориентированных НКО.
Частично компенсировать убытки, вызванные вынужденными простоями, были призваны и специальные гранты для малых или средних предприятий. Они предназначались для простаивающего из-за ограничений бизнеса. Грант начислялся за каждые две недели вынужденного перерыва из расчета половина МРОТ за каждого сотрудника.
Своеобразной подушкой безопасности для малых и средних предприятий стало право уплачивать страховые взносы по сниженной ставке. В период пандемии они уменьшились вдвое - с 30% до 15%. При этом пенсионные взносы составили 10%, социальное страхование - 0%, обязательное медицинское страхование - 5%.
В условиях пандемии для небольших предприятий был как никогда острым вопрос наличия средств для выполнения текущих обязательств, выплаты зарплат и т.д. И реальной помощью стало инициированное Корпорацией МСП изменение размера аванса для исполнителей госконтрактов. Если ранее он был ограничен 30%, то в условиях борьбы с коронавирусом малый и средний бизнес смог получать вперед до половины стоимости договора. Это позволило компаниям избежать излишней закредитованности. Под действие этой меры попали госконтракты, финансируемые как из федерального бюджета, так и из регионального.
В 2021 году по предложению президента Владимира Путина был продлен введенный годом ранее мораторий на плановые проверки. Это решение помогло бизнесу «перевести дух». Этому также способствовали введенное право на отсрочку уплаты налогов и страховых взносов, ограничения на возбуждение дел о банкротстве, поправки в Налоговый кодекс. Последний пункт, в частности, предусматривал освобождение от налогов непрофильных расходов, в том числе на приобретение масок и перчаток, тестов на коронавирус и другого необходимого оборудования и медицинских материалов.
К концу года была завершена большая работа по подготовке изменений, снижающих административную нагрузку на бизнес. И в декабре Правительство внесло в Госдуму законопроект с поправками в КоАП, разработанный совместно с Корпорацией МСП, Минэкономразвития и представителями бизнес-сообщества.
Предложенный законопроект предусматривает четыре понятных для всех изменения в Административный кодекс. Они давно назрели и существенно облегчат предпринимательскую деятельность. Эти поправки идут одним пакетом и должны работать вместе. В частности, законопроект предлагает введение «права на ошибку» для предпринимателей, допустивших первое нарушение, не повлекшее тяжелых последствий; снижение размера штрафа для микро- и малых предприятий — их предлагается уровнять с ИП; отмену двойного наказания, когда при нарушении только со стороны работника штрафуется и должностное и юридическое лица; реализацию принципа «одна проверка — одна санкция», когда однотипные недочеты в рамках проверки не будут больше квалифицироваться как несколько разных нарушений.
Генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев отмечает, что проблема административных барьеров – одна из «долгоиграющих» тем в истории современного российского предпринимательства, начавшаяся в начале 1990-х годов в период становления рыночной экономики. «В 2000-х годах вдруг подумали, что на бизнесе лежит слишком тяжелый груз, что малый бизнес должен развиваться, и надо начинать снимать барьеры. Но, увы, на эту тему уже 20 лет – сплошные разговоры», - сказал Владимир Буев.
В то же время, считает Буев, с приходом в Корпорацию МСП Александра Исаевича в этом направлении начались заметные изменения. «Исаевич обозначил одной из своих главных задач устранение административных барьеров для МСП. Он внес это в миссию Корпорации, и плотно этим занимается. Что, безусловно, обнадеживает и позволяет надеяться, что наконец-то начнутся так давно ожидаемые подвижки в сторону малого и среднего бизнеса», - отметил Буев.
Внесение по просьбе бизнеса поправок в КоАП, говорит Владимир Буев, стало логичным итогом первого года работы Корпорации МСП под руководством нового гендиректора. В течение этого времени институт развития решал проблемы предпринимателей, выстраивал диалог между ними и властями, был драйвером изменений. «Личность самого Исаевича играет в развитии Корпорации МСП и переменах в сфере поддержки бизнеса позитивную роль. Он действительно хочет что-то изменить. Это видно по его участию в обсуждениях проблем МСП», — отметил Буев.
Еще одной новинкой этого года, призванной облегчить жизнь малого и среднего бизнеса, стал «зонтичный» механизм поручительств. Он был запущен в сентябре 2021 года по поручению Президента Владимира Путина для упрощения получения кредитов предпринимателями. Главный плюс инструмента — поручительство Корпорации МСП, которое выдается быстро, вместе с кредитом в банке.
«Зонтичный» механизм - абсолютно рабочий инструмент поддержки малого и среднего бизнеса», - подчеркнул глава Национального института системных исследований проблем предпринимательства. «Тем, кто попадет под этот «зонтик», конечно, очень повезет. Они получают гарантии государства и, соответственно, дешевле кредиты в коммерческих банках», — сказал Владимир Буев, отметив необходимость масштабирования «зонтичного» механизма.
За три с половиной месяца выдано более 2,3 тысячи кредитов на сумму 19,5 млрд рублей. Причем каждый четвертый кредит получили предприниматели из числа пострадавших отраслей. Механизм позволяет снизить процентную ставку для бизнеса минимум на 1,5%. Уже сейчас получить средства можно в девяти банках федерального и регионального уровней.