Наверное, это был год индекса S&P 500, в понедельник вновь обновившего – в который раз! – месяц с лишним продержавшийся исторический максимум. Ближайшие дни – время ралли Санта Клауса. Но перспективы туманны, особенно более дальние. Пересмотренные прогнозы крупных западных инвестдомов разошлись почти на 180°: от падения к концу 2022 года на 8% до роста на 11%.
Внутридневной исторический максимум, установленный 22 ноября на уровне 4743,83 пункта, индекс S&P 500 пытался переписать еще накануне Рождества, в итоге получив лишь новый рекорд закрытия. Но 27 декабря в первую же минуту ралли Санта Клауса (5 последних и 2 первых торговых дня уходящего и нового года) старый максимум пал, после чего рост уверенно продолжился.
В итоге S&P 500 закрыл день ростом на 1,38% (до 4791,19 пунктов). Это его 69-е рекордное закрытие в этом году.
Индекс Dow Jones Industrial Average вырос на 0,98%, а Nasdaq Сomposite – на 1,39%. Продолжился подъем и на товарных рынках, которые, как и фондовые, падали в конце ноября на опасениях вокруг омикрона.
Нефть выросла до уровней 26 ноября: WTI приблизилась к $76, а Brent – к $79. Росли в цене и многие другие биржевые товары. В результате индекс Bloomberg Commodity вырос на 1,48%, также вернувшись во времена, когда падение на страхах вокруг нового штамма коронавируса только начиналось.
Рынки все еще отыгрывают данные о том, что омикрон не так опасен в плане госпитализаций и смертей, как казалось. Однако новости о том, что он очень заразен, продолжают поступать. Ставятся новые рекорды по числу заболевающих. Между тем снижение вероятности госпитализации в разы при еще большем темпе роста числа больных, совершенно очевидно, нагрузку на систему здравоохранения не снизит.
«Если у вас намного, намного больше людей с меньшим уровнем серьезности течения заболевания, – говорил в воскресенье на ABC главный американский инфекционист Энтони Фаучи, – то это может нейтрализовать весь позитивный эффект от меньшей серьезности течения».
Было бы преувеличением говорить, что рынки совсем этого не услышали, но они реагировали на новости точечно и без излишней фантазии. Акции Boeing, Delta, United и American Airlines в понедельник понижались на новостях о том, что с кануна Рождества до вечера воскресенья было отменено более 2000 рейсов. Перевозчики без особого пафоса объяснили, что причиной стало распространение омикрона среди экипажей и плохая погода.
Акции Royal Caribbean, Carnival и Norwegian Cruise Line снизились после сообщений о вспышках ковида на судах. Акции операторов казино Las Vegas Sands, Wynn Resorts и MGM Resorts продавали из опасений снижения спроса на путешествия и отдых.
Но былой страх перед масштабными локдаунами (пока?) не вернулся. Так что все компенсировалось ростом других секторов, тем более, что для некоторых из них последние новости были хороши. Так акции энергетических компаний дорожали на росте цен на нефть, а ритейла – на первых данных о хорошем росте продаж в выходные.
Но хотя сезонность рынков по-прежнему выступает за продолжение подъема, ралли Санта Клауса – это не обязательно рост в течение всех 7 дней. Нельзя исключать, что подарки спекулянты уже получили. Во всяком случае, статистике, говорящей о том, что ралли случается примерно в трех случаях из четырех это уже не противоречит. Ей вполне достаточно хоть какого-нибудь плюса по итогам периода.
Так что даже если рынок уйдет в боковик, но закрытие 4 января будет выше, чем накануне Рождества, то и этот год пополнит положительную статистику. Хотя, возможно, и не чьи-то карманы.
Не слишком определенно? Что ж, со следующим годом дела обстоят куда менее прогнозируемо. Крупнейшие западные инвестдома заметно расходятся в прогнозах будущей динамики того же индекса S&P 500, причем не только в цифрах, но и в знаках перед ними. Это обусловлено различиями в оценках вероятности различных сценариев 2022 года. Вопросов, на которые можно дать разные ответы, немало. И они касаются не только пандемии.
Будет ли расти инфляция быстрее или медленнее, а если начнет снижаться, то когда и как? Как будет реагировать на это ФРС? Продолжится ли рост прибыли компаний? Как будет развиваться ситуация на товарных рынках? Грозит ли экономике стагфляция?
В итоге, например, в Мorgan Stanley ждут через год индекс S&P 500 на уровне 4400 пунктов, а в Bank of America – на уровне 4600 пунктов. Это явно ниже текущих значений.
А в то же время, Oppenheimer видит его в конце декабря 2022 года на планке 5330 пунктов, Bank of Montreal – на 5300 пунктов, а Credit Suisse – на 5200 пунктов.
Однако большинство аналитиков, по традиции, предпочитает прогнозировать скромный рост – в район чуть ниже или чуть выше 5000 пунктов. Это вполне объяснимо и не имеет прямого отношения к видению будущего.
Выдающиеся, отличающиеся от большинства прогнозы бывают небесполезны для карьеры в случае, если оказываются верны, и небезопасны – когда не оправдываются. Тому же, кто в тесной толпе коллег ожидает небольшого роста, мало что грозит. В случае резкого взлета акций, как в этом году, никто и не вспомнит, что ожидания были скромны. Но если все же котировки скакнут, то все внимание уделят тем, кто обещал экстремальный рост или падение. Что ж, игра началась.