28 декабря в Санкт-Петербурге прошел традиционный неформальный саммит СНГ. На нем участники обсуждали перспективы содружества и «международную повестку».
Перед каждым новым годом лидеры постсоветских стран собираются на неформальный саммит для свободного обсуждения насущных вопросов. В этот раз на мероприятие в Санкт-Петербург приехали главы всех 5 среднеазиатских стран (от Казахстана было даже два руководителя – нынешний президент Касым-Жомарт Такаев и Первый президент республики Нурсултан Назарбаев, самый настоящий дуайен постсоветского пространства), а также лидеры Азербайджана, Армении и Белоруссии. Состав участников мог бы увеличиться еще на одного – президента Украины, которому въезд на территорию России пока еще разрешен. «Зеленский может приехать, безусловно, но я не думаю, что он это сделает», - подвесил перед саммитом интригу пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. И Зеленский действительно не приехал, упустив таким образом возможность на ровном месте получить переговоры с российским президентом (которых украинский лидер вроде бы как сильно добивается).
Впрочем, и без него саммит прошел весьма успешно – ведь он состоял не только из общего заседания, но и из двусторонних встреч. «На мой взгляд, вчерашние встречи были очень продуктивными, мы поговорили по целому ряду направлений развития отношений со странами СНГ», - заявил Владимир Путин. Из официальных целей обсуждали, естественно, направления сотрудничества – в экономике, транспортной инфраструктуре и даже в зеленой энергетике. Естественно, не обошли сотрудничество в области санитарно-эпидемиологического контроля – один из самых важных, пожалуй, вопросов на сегодняшний день. «Опираясь на собственный опыт, мы готовы содействовать в проектировании, строительстве, оснащении и подготовке персонала научных центров с лабораториями высокого уровня биологической безопасности и разработки программ исследований. Мы знаем и умеем создавать такие объекты, в том числе учитывая необходимость обеспечения всех условий для биологической безопасности и технологической независимости, и функционирования», - заявила главный санитарный врач России Анна Попова.
Однако помимо стандартных тем поднимались и иные. Те, что связаны с последними веяниями в регионе.
Так, например, Владимир Путин проинформировал своих коллег по СНГ о ходе российско-американских переговоров по безопасности, а также о повестке этих переговоров. И, казалось бы, коллег эта повестка должна была расстроить – ведь одним из требований России к США и НАТО является отказ не только от размещения военных баз в странах постсоветского пространства, но и отказ от военного сотрудничества с этими государствами. Однако никакого возмущения российские соседи не высказали – ни по одному из этих пунктов.
И действительно, где могут быть размещены американские базы? В Белоруссии, куда их Лукашенко на пушечный выстрел теперь не подпустит? В Азербайджане, куда их не пустит Турция? В Армении, куда их, возможно, с радостью пустил бы Никол Пашинян, однако не пустит уже армянский народ? Да, долгое время муссировались идеи о том, что американские базы появятся в Средней Азии. Однако эти слухи опровергли сами тамошние государства. «Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан еще осенью приняли декларацию об отказе от размещения на своей территории военных баз НАТО. Учитывая это, а также отсутствие каких-либо дискуссий в Петербурге, очевидно, что все страны ОДКБ такой статус-кво устраивает», - говорит Эксперту Online глава Евразийского Аналитического клуба Никита Мендкович. Устраивает, в том числе, и потому, что никто из среднеазиатских соседей не хочет на ровном месте ссориться с китайскими товарищами, рассматривающими потенциальные базы США в Средней Азии как инструмент сдерживания КНР.
Что же касается военного сотрудничества, то оно воспринимается не столько как способ получить оружие по бросовым ценам, сколько как элемент внешнеполитической диверсификации. И действительно, ряд государств региона задумывались о том, чтобы диверсифицировать отношения с Москвой и Пекином за счет американцев. Однако США сами разрушили эти мечты своим постоянным вмешательством во внутренние дела партнеров, а также образцово-показательным бегством из Афганистана. «В современных условиях нельзя играть в многовекторность и быть хорошим для всех. После провала в Афганистане НАТО и поддерживаемого им режима нет смысла делать ставку на сотрудничество с Западом. Практика показала, что самолетов на всех не хватит», - говорит Никита Мендкович.
Вторым важным вопросом было будущее СНГ. Не светлое или темное, а вообще будущее. Дело в том, что в регионе фактически формируются другие, более продвинутые формы интеграции. Прежде всего ОДКБ и Евразийский союз. Формы, которые выводят региональную интеграцию на новый уровень. «СНГ изначально создавался как переходная форма для сохранения сотрудничества между соседними странами. Многие функции сейчас действительно перешли к ОДКБ и ЕАЭС, а если кто-то не хочет участвовать в этих блоках - его проблемы. Но пока транзит некоторых функций еще не завершен. Например, в рамках СНГ работает антитеррористический центр, который остается ключевым механизмом для сотрудничества в борьбе с терроризмом на постсоветском пространстве. Центр с аналогичным функционалом в рамках ОДКБ еще не заработал. Поэтому СНГ останется актуальным еще минимум 5-10 лет, хотя потом вероятен переход к более тесным формам интеграции», - говорит Никита Мендкович.
Вопрос в том, какой формат будет этих тесных форм? Казалось бы, в регионе идет конкуренция интеграционных проектов. Турция со своим пантюркизмом, Китай с «Шелковым путем», Россия с ОДКБ и Евразийским союзом – и, наконец, внутрирегиональные интеграционные проекты (в рамках одного из которых собираются союзничать Узбекистан и Казахстан).
Однако на деле конкуренции нет. Турецкий проект непривлекателен для элит – Анкара требует подчинения у входящих в ее зону влияния стран, а также активно занимается отуречиванием тюркских культур. Китайский проект непривлекателен для населения – специфика экономической деятельности бизнесменов из Поднебесной (одним из элементов которого было, по мнению местных, презрение к ним со стороны приехавших менеджеров) вызвала всплеск антикитайских настроений в том же Казахстане или Киргизии. Что же касается местных проектов, то они, скорее, являются громким пиар-ходом. «Так называемая "интеграция" Казахстана и Узбекистана на практике является расплывчатым соглашением о партнерстве. Практические задачи, которые обсуждались при этом, преимущественно связаны с обсуждением транзита узбекских товаров на рынок России через Казахстан. Я бы не стал слишком большое внимание уделять этому соглашению. Реальная региональная интеграция сейчас целиком связана с ЕАЭС. Узбекистан уже однозначно решил пытаться присоединиться к Союза, а в декабре отчитывался о сроках адаптации своих техрегламентов к евразийским нормам», - говорит Никита Мендкович
Так что альтернативы ОДКБ и Евразийскому союзу в регионе нет. И тот, кто не захочет или не сможет присоединиться к ним, попросту останется на обочине региональной интеграции.