Наконец они возвращаются: Ка-62 идет в серию

Россия получает новый современный многофункциональный вертолет гражданского назначения Ка-62, превосходящий российских и зарубежных конкурентов по целому ряду параметров.

Российский перспективный многоцелевой вертолет Ка-62
Читать на monocle.ru

Созданная в недрах «Ростеха и не имеющая отечественных аналогов машина станет пионером в своем классе. Такой вертолет ждали уже давно: перспективная разработка началась ещё в 1990 году, когда на базе многоцелевого военного вертолета Ка-60 «Касатка» решено было создать гражданскую модификацию. Пять лет спустя полномасштабный макет нового гражданского вертолета был представлен на авиасалоне МАКС, и… проект был приостановлен из-за банальной нехватки средств.

В 2012 году состоялась новая презентация макета Ка-62, представлявшего собой обновленную версию. Сохранив внешнюю схему и компоновку вертолета, разработчики внесли изменения в моторный отсек и шасси. Далее последовали необходимые доработки, и весной 2017 года начались, наконец, полноценные летные испытания. Итогом их стало получение накануне холдингом «Вертолеты России» сертификата типа, позволяющего начать поставки Ка-62 на отечественный и зарубежные рынки.

Новый вертолет начнет с Приморья

Как сообщает госкорпорация «Ростех», чьим структурным звеном являются «Вертолеты России», в программе летных испытаний принимали участие три опытных образца, которые налетали в общей сложности порядка 700 часов, совершив 434 полета. Выполнялась оценка общей работоспособности вертолета, проверка работы основных систем электроснабжения, бортового оборудования и силовой установки. Работы были выполнены специалистами Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова.

«Получение сертификата типа на Ка-62 — важнейшая веха для российского вертолетостроения, — сообщили в «Ростехе». — На данный момент на Дальнем Востоке заложен фюзеляж первого серийного Ка-62. Со следующего года планируется начать полномасштабное серийное производство и поставку машин российским эксплуатантам. В 2022-2024 годах будем работать над расширением эксплуатационных возможностей вертолета за счёт сертификации дополнительного оборудования - внешней подвески, бортовой лебедки, медицинского модуля, противообледенительной системы».

Отметим: Ка-62 — многоцелевой вертолет, спроектированный с применением последних мировых достижений авиационной промышленности, отвечающий российским и международным нормам летной годности, стандартам надёжности и безопасности выполнения грузовых и пассажирских перевозок. В конструкции вертолета использованы полимерные композиционные материалы (до 60% по массе), что позволило снизить расход топлива, увеличить скорость и грузоподъёмность машины. Кроме того, вертолет оснащен современным комплексом авионики — новейшей системой управления общевертолетным оборудованием, позволяющей снизить нагрузки на экипаж, уменьшить массу машины и облегчить ее обслуживание.

Как сообщили Expert.ru в «Ростехе», основными сферами применения Ка-62 будут перевозка пассажиров и транспортировка грузов, спасательные, медицинские и патрульные операции. В дальнейшем планируется создание и офшорной версии Ка-62 для полетов над морем.

Первые серийные вертолеты будут переданы для нужд санитарных маршрутов и перевозок внутрикраевой авиации Приморья. Ка-62 удобен для дальневосточных маршрутов по отдаленным населенным пунктам на севере региона — с учётом того, что в Приморье уже есть летные базы и пункт переподготовки летчиков на современных тренажёрах.

Такого не было со времён СССР

Ка-62 занимает уникальную нишу, которая до этого пустовала — вертолеты такого класса просто не производились в нашей стране со времён советского Ми-4, сообщают в корпорации. Анализ рынка вертолетных услуг показывает, что Ми-8 зачастую отправляются в рейсы недозагруженными. А оптимальная компоновка Ка-62 (15 пассажирских мест или 2 тонны груза внутри кабины) позволит добиться максимального экономического эффекта от его эксплуатации — вертолет не будет, что называется, «возить воздух».

Все это дает камовской машине ряд дополнительных преимуществ перед возможными конкурентами — в том числе иностранными. Поэтому производители не исключают появления Ка-62 на зарубежных рынках.

«В российском вертолетостроении аналогов Ка-62 нет, а в сравнении с зарубежными аналогами он существенно выигрывает в стоимости приобретения и эксплуатации, — подчеркнули в «Ростехе». — Ка-62 готов к экспорту в любые страны и регионы, поскольку он изначально спроектирован с учетом международных требований по безопасности полетов. В 2022-2024 годах вертолет пройдет дополнительные испытания в горах и в условиях экстремальных температур, чтобы ещё больше расширить эксплуатационные возможности машины».

Остается сказать, что производиться будущий потенциальный флагман гражданских вертолетных перевозок будет в Приморье, на базе Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина. Сборка первого серийного образца уже началась. Предполагаемый объем рынка до 2030 года для Ка-62 — порядка 250 единиц, то есть около 15 машин в год, поделились информацией в «Ростехе».

Справка:

Ка-62 - российский перспективный многоцелевой вертолет

Экипаж: 1-2 человека

Пассажировместимость: до 15 человек

Грузоподъёмность: до 2000 кг (на внешней подвеске - до 2500 кг)

Максимально допустимая скорость: 310 км/ч

Крейсерская скорость: 290 км/ч

Практическая дальность: 700 км

Скороподъемность: 14 м/с