Хотя индексы Dow Jones Industrial Average (DJIA) и S&P 500 закрылись 29 декабря на исторических максимумах, Nasdaq Сomposite продолжил падение. Инвесторы, успокоившиеся было относительно коронавируса, вспомнили о растущей инфляции и уходят из высоких технологий в более традиционные сектора.
Героем среды стал самый традиционный из основных фондовых индексов – DJIA. Именно он показывает пока наиболее последовательное ралли Санта Клауса, продемонстрировав рост во все три первых его дня. В среду он переписал исторический максимум, державшийся с 11 ноября. Теперь тот установлен на 36579 пунктах. Закрытие (на 36,488,63) также было рекордно высоким. В процентах результат среды выглядел, конечно, не слишком впечатляюще (0,25%), но все-таки это был уже шестой день роста подряд.
Индекс S&P 500 пытался вчера показать рост в течение первого часа торгов, но едва преодолев уровень 4800 пунктов, свалился вниз. Его второе в истории пребывания выше этой круглой отметки продлилось менее минуты, оказавшись еще менее выразительным, чем накануне – он достиг лишь 4800,42 пункта. Другая попытка преодолеть заколдованную отметку ближе к окончанию торгов (4804,06) также завершилась падением. В итоге он закончил день ростом на 0,14% (до 4793,06 пунктов), но и это новый исторический максимум для закрытия.
С индексом Nasdaq Сomposite все было совсем не так. В среду он вновь падал. К вечеру большую часть потерь дня удалось отыграть и все равно Nasdaq Сomposite закрылся снижением на 0,11%. Технологические акции второй день подряд выглядели откровенно хуже традиционных отраслей из-за идущей в портфелях инвесторов ротации. Связана она с усилившимися опасениями относительно инфляции.
Согласно опубликованным 29 декабря данным опроса 400 директоров по инвестициям, стратегов по акциям и портфельных менеджеров, проведенного CNBC Delivering Alpha, главное, чего боятся инвесторы в 2022 году – это именно инфляция. Об этом заявило более половины опрошенных. Далее идут те 30%, чья главная забота – возможное повышение ставок ФРС в неподходящее время. Еще 17% сконцентрировали внимание на экономических последствиях затяжной пандемии. И все это разные стороны одной проблемы.
Темпы роста потребительских цен в США сейчас вышли на максимальный уровень с июня 1982 года – 6,8%, а ФРС исключила из своей риторики упоминание о том, что это временное явление. Все это просто не может не навевать инвесторам воспоминания о периоде 1970-х – начала 1980-х годов, знаменитом не просто инфляцией, а стагфляцией (стагнация в сочетании с ростом цен). Подобное сравнение, еще год назад выглядевшее довольно экзотическим, теперь звучит все чаще. Если ФРС, как и в то время, опоздала и не сможет остановить инфляцию путем поднятия ставок до нужного уровня без того, чтобы обрушить экономику, то возвращение в 1970-е – один из вариантов. А это уже совсем другой фондовый рынок.
За более чем десятилетие стагфляции американские индексы видели и взлеты и обвалы, но в целом они колебались вокруг одного уровня. Инфляция была высока, порой принимая двузначные значения, так что акции дешевели в реальном выражении. Бумаги из сектора высоких технологий были тогда не в фаворе. Деньги делались, в частности, на циклических отраслях (хотя с моментом надо было еще угадать), хорошо себя показывало сырье и связанные с ним компании. Была и масса других отличий. Но в целом это был далеко не лучший период для большинства ценных бумаг. И тот, кто оставался в семидесятых с портфелем, характерным для конца шестидесятых, едва ли чувствовал себя хорошо к началу восьмидесятых.
Никто не знает, изменятся ли правила игры до такой степени в ближайшие годы, и в любом случае дело это не быстрое, но портфели уже начинают меняться именно в эту сторону. Согласно опросу инвесторов, 35% отдают предпочтение финансовому сектору, а 27% — циклическим компаниям, извлекающим выгоду из восстановления экономики. Технологические же акции теперь вызывают меньше энтузиазма, чем прежде.
На таком фоне кажется только естественным как снижение Nasdaq, так и рост не только S&P 500 и DJIA, но и, например, Dow Jones U.S. Financials Index.