Назальная форма вакцины «Спутник-V» появится на рынке в первом квартале наступающего года. Новое средство борьбы с COVID-19 не имеет пока мировых аналогов.
Разработчик «Спутника» — НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи — официально сообщил о скором поступлении в обиход назальной вакцины от коронавирусной инфекции. Как сказано в сообщении Центра, назальная форма появится на рынке в первом квартале 2022 года. Она нацелена на создание местного иммунитета в верхних дыхательных путях, у нее практически нет побочных эффектов и ее можно использовать в сочетании с вакциной «Спутник-Лайт».
Указывается, что назальная вакцина станет дополнительным барьером для проникновения патогена в организм, предотвращая возможность распространения вируса — в том числе уже вакцинированными людьми. Ряд СМИ также сообщил, что вакцина будет особенно эффективна против «омикрон»-штамма коронавируса, предотвращая его распространение.
«Прежде всего надо сказать: каких-либо данных о том, что новая вакцина как-то особенно защищает именно от "омикрона", в общем, нет. Это можно будет проверить, когда сам "омикрон" войдет в полную силу, — сказал представитель разработчика, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник НИЦ им. Н.Ф. Гамалеи, профессор-вирусолог Анатолий Альштейн. — Интраназальная вакцина действует, без сомнения, на все штаммы, но, возможно, в разной степени. Она важна с точки зрения образования иммуноглобулина А, который необходим для защиты слизистых оболочек. И когда мы проводим интраназальную вакцинацию, особенно стимулируется именно он. Это важно для того, чтобы перекрыть ворота вхождения вируса. Поэтому есть надежда, что вакцина будет вполне эффективной».
Говоря о совокупном применении назальной вакцины и уже имеющихся «Спутников», Альштейн выразил мнение, что наиболее правильным будет сочетание интраназальной и внутримышечной вакцин. Внутримышечная вакцинация способствует выработке иммуноглобулина G, а интраназальная — иммуноглобулина А. Однако будет ли применяться такое сочетание, профессор пока сказать не смог.
Отвечая на вопрос о сроках формирования защитного иммунитета у человека после введения назального «Спутника», Альштейн сообщил, что механизм в этом случае полностью схож с процессом, происходящим после внутримышечной вакцинации.
«Так же, как и при любом иммунном ответе в случае с привычными вакцинами, реакция начинается примерно через неделю, а наибольший эффект достигается через 3-4 недели», — рассказал он.
Что касается периода защиты организма вследствие применения назальной вакцины, то предварительно Альштейн назвал срок в 6 месяцев, особо обозначив при этом новаторство идеи.
«Пока мы (НИЦ им. Н.Ф. Гамалеи — Expert.ru) считаем, что это полгода. Но это тоже нужно проверить, так как опыта применения интраназальной вакцины против коронавируса ни у кого пока нет», — заключил собеседник.
Новинку коллег оценил доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института клинической иммунологии СО РАМН Александр Чепурнов.
«Что касается интраназальной вакцины, как и любой вакцины, которую можно было бы применять через слизистую, то это абсолютно правильный ход, — убежден Чепурнов. — Он был с самого начала очевиден, и этот способ пытались так или иначе задействовать все, кто имел хоть какие-то подходы к вакцинам. Потому что там, где входные ворота — слизистая оболочка, — там инфекции проще попасть в организм, нежели через кровь. Поэтому слизистая имеет свой, дополнительный иммунитет. Это большое количество иммуноглобулина А и многие другие активированные вещи. И лучше они активируются в том случае, если иммунизация идет через слизистую».
Говоря об эффективности новой вакцины, Александр Чепурнов выразил осторожный оптимизм.
«Хорошая интраназальная вакцина должна создавать и общий иммунитет, и добавлять к нему слизистый иммунитет. Если у коллег из НИЦ Гамалеи получилось именно так и это будет работать, то это — блеск, и они молодцы. Если же окажется, что речь идет о формировании только слизистого иммунитета, а для общего иммунитета надо будет добавлять инъекцию — жаль», — сказал Чепурнов.
Чепурнов разделил мнение профессора Альштейна об отсутствии специфической, анти-«омикроновской» направленности назального «Спутника».
«У "омикрона" нет таких отличий, чтобы можно было вот так, чисто теоретически, сказать, что новая вакцина особо эффективна именно против него, — сказал он. — Нет ни одного повода так заявлять. Думаю, что она будет одинаково эффективна против разных штаммов, потому что механизм остается тот же самый. Убежден, что здесь разницы быть не может».
В заключение Чепурнов высказал мнение о появлении новых вакцин от коронавирусной инфекции.
«Поскольку нам с различными вариациями коронавируса придется и дальше жить — он, скорее всего, так и будет "гулять", превращаясь в новые штаммы, — то ревакцинации должна быть как-то упрощена, должны появляться новые, более действенные вакцины», — сказал Чепурнов.