В 1971 году ведущий шведский автопроизводитель Volvo начал официальные поставки своих машин в СССР. В год своего 50-летия на российском рынке компания Volvo Car делает ставку на продвижение в России новых технологий мобильности, позволяющих внести значимый вклад в устойчивое развитие экономики и общества.
История ведущего шведского автопроизводителя Volvo берет начало в 1927 году, когда, будучи тогда еще дочерней фирмой SKF (производство подшипников), компания выпустила свой первый автомобиль Jakob OV4 с четырехцилиндровым двигателем мощностью 28 лошадиных сил. А полвека назад, в 1971 году, Volvo начала поставлять свои машины в Россию: тогда это были ограниченные партии авто для сотрудников посольства Швеции в Москве.
В период 1971 – 1993 гг. Volvo в России представлена как консультационно-сервисная компания, которая находится на территории шведского посольства в Москве. В это время поставки легковых автомобилей и другой продукции концерна (грузовики, строительная техника, судовые двигатели и пр.) происходили под контролем управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК). Компанию Volvo в России тогда представляли 3-5 человек, и значимый ввоз легковых машин и автобусов, в частности, осуществлялся для Олимпиады-1980. С 1993 года образуется консультативный орган, представляющий Volvo Сar International в России, сначала он работает в шведском посольстве, потом открывает офис в Центре Международной Торговли (ЦМТ) на Красной Пресне. С 1997 по 1999 года Volvo AB открывает официальное представительство по всем направлениям концерна, которое называется Volvo Vostok. При этом продажу легковых автомобилей с 1993 по 1997 гг. осуществляли как частные дилеры, так и сеть продаж компании Ford. С 1999 по 2009 гг. легковое подразделение Volvo входит в концерн Ford, а Volvo Car в России становится частью Ford Russia.
В 2009 году после отделения от концерна Ford компания Volvo открывает в России свое официальное представительство. С тех пор шведский автопроизводитель имеет в РФ устойчивые продажи, среди российских потребителей автомобили Volvo славятся своей безопасностью, качеством, комфортом, инновационностью, оригинальным дизайном, скандинавской харизмой. «Российские потребители ассоциируют автомобиль Volvo в первую очередь с безопасностью. Это неудивительно, потому что исконно компания уделяет огромное внимание технологиям, которые поддерживают водителя и обеспечивают высокую защиту всех пассажиров, — говорит Алексей Тарасов, коммерческий директор Volvo Car Russia. — Наши клиенты также высоко ценят узнаваемый скандинавский дизайн, который отличает наши автомобили: они лаконичны, но при этом очень функциональны и комфортны. В целом мы можем похвастаться высокой конверсией и высоким уровнем лояльности среди клиентов, а это говорит само за себя».
В настоящее время марка Volvo представлена в России широким модельным рядом. С одной стороны, это статусные комфортные седаны S60 и S90. На российский рынок также поставляются практичные универсалы повышенной проходимости 60 Cross Country и V90 Cross Country. Наконец, на выбор предлагаются кроссоверы: компактный ХС40, среднеразмерный ХС60, а также полноразмерный премиальный ХС90. В России наибольшим спросом пользуется именно линейка кроссоверов шведского бренда, по итогам десяти месяцев текущего года шведская марка продала в России 7,89 тыс. автомобилей, это на 35% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них больше всего было продано Volvo XC60 (2,83 тыс.), далее идет ХС90 (2,11 тыс.) и компактный кроссовер ХС40 (1,74 тыс.).
«Наибольшим спросом сегодня пользуется линейка кроссоверов и внедорожников Volvo, среди них главный флагман — XC60, — отмечает Алексей Тарасов. — Эта модель отвечает всем ключевым требованиям — высокому уровню безопасности, эргономике, качественному исполнению, она вместительна и за счет высокого клиренса позволяет водителю с комфортом перемещаться в разных условиях. В России в большинстве регионов зимы снежные, и дороги не всегда удается поддерживать в хорошем состоянии, поэтому клиенты все больше отдают предпочтение более универсальным автомобилям, которые и в городе, и за городом ведут себя уверенно».
Безусловно, как и все другие мировые автопроизводители, Volvo Сar сегодня испытывает трудности, связанные с пандемийными ограничениями, сбоями производственных цепочек, поставок комплектующих. Но компания рассчитывает их преодолеть в наступающем году. «Volvo по-прежнему занимает устойчивую позицию на российском рынке, сохраняя и даже постепенно наращивая долю рынка премиальных автомобилей: мы наблюдаем постоянный интерес и спрос со стороны как новых, так и текущих клиентов, — говорит Алексей Тарасов. — По итогу ноября 2021 года нам удалось превысить результаты за весь 2020 год. Мы надеемся, что ситуация с нехваткой полупроводников разрешится и в следующем году у нас будет больше возможностей для реализации обозначенных планов».
Помимо автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания Volvo продвигает в России гибридные автомобили, где работа традиционного силового агрегата сочетается с электромотором. Руководство компании считает 2019 год значимой вехой своего развития в России, когда гибридные автомобили Volvo появились на российском авторынке. Сейчас в салонах официальных дилеров предлагаются две гибридные модели марки — Х60 Recharge и Х90 Recharge. Оба автомобиля относятся к классу так называемых подключаемых гибридов (plug-in hybrid electric vehicle, PHEV), когда встроенные батареи можно заряжать от розетки и часть пути (в случае с данным моделями — 45 км) автомобиль может ехать полностью на электроприводе, а потом при необходимости подключается двигатель внутреннего сгорания.
Технические характеристики гибридов Volvo отличаются высокими показателями: общая мощность двух моторов составляет 407 л. с. (320 л. с. — мотор ДВС, 87 л. с. — электромотор). Время разгона до 100 км/ч составляет впечатляющие 5,3 секунды (для Х60 Recharge) и 5,6 секунды (для Х90 Recharge), а расход топлива (в смешанном цикле) — всего 2,2 л на 100 км (для Х60 Recharge) и 2,3 л на 100 км (для Х90 Recharge). Представители компании отмечают, что на гибридные автомобили Volvo на российском рынке наблюдается устойчивый рост спроса.
«В этом году мы отмечаем существенный рост спроса на подключаемые гибриды (PHEV) и это неудивительно, так как эта технология снимает основные опасения клиентов в связи с электромобилями: где и как заряжать, пробег на одной зарядке и поведение батареи в холодное время года, — отмечает Алексей Тарасов. — В то же время подключаемый гибрид позволяет клиентам почувствовать преимущества электротяги: бесшумность, высокий крутящий момент, современность технологии, возможность зарядки, сниженный расход топлива и так далее. Начав использовать PHEV, клиенты не хотят возвращаться обратно к ДВС: каждый клиент PHEV — это будущий покупатель электромобиля. Видим, что спрос на наши подключаемые гибриды будет только расти в ближайшие годы».
Весной текущего года Volvo Car объявила о своей стратегии занять лидирующие позиции на быстрорастущем мировом рынке электромобилей премиум-класса и заявила, что к 2030 году планирует стать компанией, производящей исключительно электрокары. «Переход компании к полностью электрическим автомобилям является частью амбициозного климатического плана, который направлен на последовательное уменьшение углеродного следа в течение всего жизненного цикла автомобиля», — говорится в официальном заявлении шведского автопроизводителя.
В 2020 году Volvo выпустила свой первый полностью электрический автомобиль XC40 Recharge, в начале текущего года компания представила второй полностью электрический автомобиль — модель C40 Recharge. В ближайшие годы Volvo Car представит еще несколько электрических моделей, за которыми последуют другие. Согласно плану компании, уже к 2025 году 50% глобальных продаж Volvo Car придется на электромобили, остальное — на гибриды, а к 2030 году каждый продаваемый автомобиль должен быть полностью электрическим.
Новые технологии электрической мобильности Volvo намерена развивать и в России. «Российский рынок важен для Volvo Car, у него есть большой потенциал с точки зрения развития, он находится на этапе трансформации и готовности полноценно адаптироваться под мировые тренды, такие как электрификация. Глобальные ожидания заключаются в том, что его значение с каждым годом будет все больше расти за счет увеличения объемов продаж и доли рынка», — говорит Вим Маес, генеральный директор Volvo Car Russia.
Одновременно Volvo в России является пионером в развитии новых форм владения автомобилем. В частности, летом 2019 года компания первой на российском авторынке представила сервис пользования автомобилями по подписке Volvo Car Drive, которая пользуется растущим спросом.
В ближайшее время Volvo планирует выводить на российский рынок новые модели, связанные с технологиями безвредной для окружающей среды мобильности. Представители компании говорят, что скоро российским потребителям будут доступны полностью электрические авто XC40 Recharge и C40 Recharge, купить которые можно будет онлайн. «Если говорить про линейку автомобилей, то каждый год мы планируем выводить по одной новой модели, которая будет гибридной или полностью электрической, — говорит Алексей Тарасов. — Мы верим, что российский потребитель становится все осознаннее, и в условиях развивающейся инфраструктуры электросети он будет смотреть в сторону современных технологий, которые способны подарить новый опыт и новые эмоции от вождения. При этом покупку нового автомобиля мы хотим сделать более простой и прозрачной для клиентов за счет развития онлайн-продаж».