Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая на пленарной дискуссии форума «Финополис», затронула тему экосистем и суперсервисов, подчеркнув, что участники российского финансового рынка развивают разные бизнес-модели. «Сбер», по ее словам, «готов скупить всех лучших поставщиков», ВТБ хочет стать связующим звеном между поставщиками и клиентами, а Альфа-банк не считает нужным «уходить на чужие поляны», передает РБК.
«"Сбер" готов скупить всех лучших поставщиков и предложить человеку идеальный мир вокруг него. Принцип давно известен: если хочешь сделать что-то хорошо, сделай сам. ВТБ пытается, во всяком случае провозгласил, наладить партнерство с лучшими поставщиками товаров и сервисов и стать такой связкой между поставщикам и клиентами. А Альфа-банк считает, что не надо уходить на чужие поляны, лучше сделать хорошо, в чем ты специалист», — заявила Набиуллина.
Она спросила главу ВТБ Андрея Костина, почему банк не пошел по пути создания собственных сервисов. Он пояснил, что когда «делаешь одновременно 20 дел, то трудно рассчитывать на то, что у тебя все 20 дел получатся хорошо», поэтому ВТБ решил обеспечить партнерства с «лидерами рынка». Такая модель, по мнению Костина, более эффективна и менее затратна, не ограничивает конкуренцию и оставляет потребителю выбор.
Председатель совета директоров и совладелец Альфа-банка Петр Авен тоже считает, что «надо заниматься только тем, что хорошо знаешь и хорошо умеешь». Перед банками, по его словам, сейчас и так много вызовов в финансовой сфере, чтобы распыляться на доставку еды или организацию такси. Авен подчеркнул, что не верит в лояльность клиентов к супербренду и экосистеме, а также в мегапроекты в целом, поскольку «они редко бывают успешными». Зато неудачный опыт «в супераппе», по его мнению, может клиентов от банка отодвинуть, а не приблизить.
Как писал «Эксперт», в сентябре текущего года председатель правления «Сбера» Герман Греф «теоретически» допустил продажу того или иного актива экосистемы банка, если его развитие не оправдывает ожиданий. Экосистема только начинает формироваться, интеграционные процессы — это непростая вещь, заявил он тогда.
Экосистема «Сбер» функционирует как единый комплекс практически год – с октября 2020 года. В него входят нефинансовые продукты, такие как e-commerce, доставка еды, услуги такси, он-лайн кинотеатр, телемедицина, музыкальный сервис и пр. Для начала столь масштабного бизнеса вполне нормальна ситуация огромных вложений на старте, трансформирующихся в убытки до выхода на объемы, обеспечивающие положительную рентабельность. Год — небольшое время для достижения точки безубыточности, окупаемости проекта.