В среду, 8 декабря, Брюссель предложит новый геополитический инструмент, который облегчит введение санкций против экономических соперников, включая Китай и даже США. Однако эксперты предупреждают, что в случае его применения возможен риск эффекта бумеранга для самого Евросоюза.
Много лет ЕС жаловался на уязвимость перед экономическим шантажом стран, которые пытаются воспользоваться разногласиями, существующими между членами Союза. Речь идет о правиле, по которому объединенная Европа может вводить санкции против кого-либо лишь при согласии всех 27 членов. В случае принятия предложения Еврокомиссия сможет вводить коммерческие санкции против стран, не входящих в ЕС, для чего потребуется простое большинство при голосовании.
Случаев шантажа, против которого направлен новый инструмент, в последние годы было немало. Китай, например, угрожал не покупать французское вино, немецкие автомобили и даже самолеты Airbus, чтобы помешать Брюсселю принимать неприятные для него политические меры. Сам ЕС, со своей стороны, утверждал, что американские санкции против европейской стали и алюминия под предлогом, что они представляют угрозу для безопасности США, введены незаконно. Больше всего в Брюсселе обиделись после того, как Дональд Трамп вышел в одностороннем порядке из сделки о ядерной программе Ирана и ввел против него санкции, под действие которых могли попасть европейские компании, сотрудничающие с Тегераном.
«Союз сейчас юридически не может бороться с экономическим принуждением»,- объясняется причина разработки нового закона в его проекте.
Так получилось, что новый инструмент в случае его принятия может немедленно пройти проверку боем. Речь идет о разрыве Пекином всех торговых связей с Литвой в ответ на ее дипломатическую поддержку Тайваня. Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис попросил у Брюсселя защиты.
Новый закон готов поддержать глава торгового комитета Европарламента Бернд Ланге. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Теоретически новый инструмент должен мешать конкурентам использовать тактику шантажа в отношениях с европейскими странами, но на практике он может открыть ящик Пандоры, предупреждают скептики.
«Весь вопрос в том,- объясняет Хосук Ли-Макияма из Европейского центра международной политической экономики (ECIPE),- окажется ли предлагаемый закон эффективным оружием отпугивания против принуждения супердержавами (США, КНР или Россия) или он будет очередным торговым раздражителем?»
ЕС может многое потерять, указывает Ли-Макияма, потому что в основе этого инструмента предположение, что соперник не предпримет ответных шагов и что ему больше терять, чем ЕС.
Однако это утверждение сомнительно, потому что Евросоюз является крупнейшим экспортером на планете.
Реакция ЕС может спровоцировать вереницу ответных мер, направленных на разные сектора экономики. Ли-Макияма считает, что некоторым членам Союза следует научиться последовательно мыслить, прежде чем брать в руки ножницы.
Эскалация беспокоит сторонников свободной торговли как внутри Евросоюза, так и его партнеров на других континентах. Свои опасения уже выразила Япония, а один из дипломатов назвал новый инструмент «рискованной территорией».
В случае принятия законопроекта санкции будут инициироваться Еврокомиссией, что уже привело к опасениям возможности попытки захвата власти. Роль торгового комитета ЕС, причем, не в торговле, а в политике вырастет. Он тоже сможет обходить закон, требующий единогласного голосования в Евросовете.
Опасения по этому поводу уже высказали в числе других стран Чехия и Швеция. Эти страны возглавят ЕС во второй половине 2022 года, после того, как пост ротационного президента покинет Франция.
Велики шансы, считает Politico, что закон будет размыт.
Сторонники атлантизма не захотят вступать с Вашингтоном схватку по принципу «око за око» из-за, например, Ирана. Многие европейские страны боятся тотальной торговой войны с Китаем, чтобы защитить Литву. Однако если проект закона смягчат, то он станет менее эффективным.