Девелопер «Брусника» одним из первых в России провел ревитализацию озера, восстановив его в рамках комплексной застройки микрорайона в Тюмени
Комплексная застройка немыслима без благоустройства прилегающих территорий. Сегодня это утверждение выглядит банальным. Но еще лет десять назад девелоперу, чтобы продать жилье, нужно было всего-навсего его построить. Теперь же факторы экологичности и эстетики не менее значимы для покупателя, чем, например, планировка. Это вполне объяснимо: вряд ли кому-то захочется полжизни смотреть из окна на три куста и дорогу. Жизненное пространство перестало ограничиваться пределами квартиры.
В этой парадигме любой водоем — подарок для девелопера. Водоем — гарантированная точка притяжения, он позволяет людям соприкоснуться с чуждой для мегаполиса стихией, он становится элементом добавочной стоимости. Но это в теории. На практике же озеро или пруд в границах застройки зачастую превращается в головную боль.
Причины понятны: за такими водоемами, как правило, долгие годы никто не следил. Они замусориваются, мелеют, теряют связь с ручьями и большими реками, становятся непроточными. И в итоге превращаются в источник неприятного запаха (особенно летом, в жару) и потенциального распространения инфекций. Жить около таких рек и озер неприятно и даже опасно.
В мировой практике ревитализация водоемов не редкое событие. Среди примеров — восстановление устья Темзы, благоустройство каналов Венеции и озера Копаис в Греции. Широко известен проект ревитализации реки Чхонгечхон в Сеуле (Южная Корея). Реализуются подобные инициативы и в России (посмотрите, что сделали власти Казани с озером Кабан). Но все это истории, связанные в первую очередь с интересом государства и в основном реализованные в центральных районах.
На восстановление небольших водоемов вдали от центра у властей сил, средств и времени обычно не хватает. «Хедлайнером» процесса ревитализации здесь может выступить только бизнес. Девелоперы сложившуюся ситуацию отлично осознают. Правда, иногда это осознание выливается в громкие заявления или, того хуже, в прямой обман. Так, в Омске застройщик вместо обещанного благоустройства озера Кирпичка просто похитил деньги.
Обратные примеры — «Сити XXI век», приводящий в порядок пруд в подмосковной Опалихе, или «Брусника», которая в партнерстве с голландским ландшафтным бюро разработала концепцию восстановления и благоустройства озера Тихое в Заречном районе Тюмени.
История последнего водоема складывалась печально. «Лет двадцать назад в озере водились рыба и ондатры, на берегу была пляжная зона. Люди купались и загорали, ловили рыбу. А потом на берегу появилась автомойка, которая, как все подозревали, сливала грязную воду в озеро. Рыбы не стало. На правом берегу началось строительство высоток», — рассказывают местные жители.
Сам район был создан в Тюмени в начале 1950-х годов. Как рассказывает историк-краевед Александр Петрушин, на окраине жили селяне, которых постепенно, с переездом людей в город, сменил цыганский табор. Дома цыган граничили с береговой линией озера, к воде вели помосты. И все же вода в озере оставалась довольно чистой: с другой стороны находился песчаный пляж для тюменцев.
Застройка Заречной части Тюмени существенно повлияла на гидрологию местности. Озеро было отсечено от рек. Долгое время его единственной подпиткой были ливневые стоки с прилегающей территории. В 2000-е годы водоем стал мелеть и замусориваться. По сути, из озера он превратился в большую лужу. Местные жители пытались инициировать его очистку. На протяжении нескольких лет они обращались в разные инстанции, но ситуация не менялась. С мертвой точки дело сдвинулось, когда девелопер «Брусника» решил вернуть водоему прежнее значение.
Проект ревитализации тогда еще Цыганского озера появился в 2019 году. Совместно с властями Тюмени была разработана концепция. «Проект предполагал его очистку и восстановление фауны, ревитализацию набережной и организацию пешеходной инфраструктуры», — рассказывает директор «Брусники» в Тюмени Виктор Корчагин.
Но прежде чем приступить непосредственно к благоустройству территории, специалисты «Брусники», Российского экологического общества, Тюменского госуниверситета и «ЭкоСтандарт Групп» провели большую подготовительную работу: исследовали почву и состав воды, изучили, в каком состоянии находятся флора и фауна, измерили глубину промерзания озера и определили, насколько велика толщина ила на дне.
Анализ проводился и с помощью буя «Буяна» (разработанного российской компанией «ЭкоИнструмент» совместно с фондом «Без рек как без рук»). Установка позволяет непрерывно мониторить качество природной воды. Высокоточные датчики снимают и передают показатели в режиме реального времени как в надводной, так и в подводной части озера. Данные, полученные при помощи буя, стали основой для разработки экспертного заключения о состоянии объекта.
Помимо экологического и биологического исследования почвы, фауны и воды были проведены глубинные геологические и антропологические исследования, которые показали специфические особенности подводного ландшафта.
Активная фаза проекта началась в августе. На первом этапе специалисты «Брусники» очистили берег от мусора и сухостоя, затем инженеры компании выстроили дамбу из грунта и попеременно осушили части озера. В сумме было перекачано примерно 26 тыс. кубометров воды (для понимания: это около шести 50-метровых бассейнов с десятью дорожками) и удалено около 20 тыс. кубометров донных отложений.
«Тем самым мы увеличили глубину озера и исключили его полное промерзание. Даже зимой оно останется “живым”. В результате дальнейших работ по очистке мы рассчитываем восстановить связь озера с подземными водами», — комментирует ведущий специалист направления устойчивого развития «Брусники» Екатерина Седунова.
На втором этапе при помощи подпорных стен были укреплены берега (теперь они защищены от размывания), построены ходовые мостки, подготовлено основание под пешеходную инфраструктуру и завезен плодородный грунт.
Реализация третьего этапа намечена на весну 2022-го. Он предполагает зарыбливание озера, формирование вокруг него парка со смотровыми площадками, пешеходными и велосипедными дорожками. Здесь также организуют плавучие биоплато, которые станут местом гнездования птиц и будут аэрировать водоем. В озере также останутся жившие там до начала проекта ревитализации ондатры.
Известна поговорка: «Как вы судно назовете, так оно и поплывет». И это справедливо не только для кораблей. Чтобы полностью сменить «имидж» озера, «Брусника» предложила дать ему название, которого, официально никогда не существовало. «В народе» водоем с 1960-х начали называть Цыганским, поскольку в его окрестности перекочевал табор.
Теперь же в черте города на картах появилось озеро Тихое, которое жители микрорайона будут видеть в окно вместо грязного и дурно пахнущего водоема без имени. Название выбирали сами тюменцы. «Брусника» инициировала голосование, по итогам которого победило именно Тихое — за него отдали голоса свыше 400 респондентов, или 60%. «Для локального события это много. Результат лишний раз доказывает, что жители Тюмени любят свой город и готовы активно участвовать в его жизни», — прокомментировали в «Бруснике».
По сути, в городе сейчас реализуется проект мирового уровня, который может изменить подход застройщиков и властей к освоению городских территорий. Качественно новый подход к строительству микрорайонов позволит улучшить экологию и здоровье жителей. И сделать подобные проекты местами притяжения туристов. В окрестностях Тихого компания намерена поставить интерактивные стенды с информацией о флоре и фауне водоема, а также проложить вдоль них детский пешеходный образовательный маршрут.