Смотри по сторонам: как повысить ответственность среди пешеходов

Почти 40% из 28,9 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов происходит по вине граждан без транспорта, следует из данных статистики Госавтоинпекции РФ за январь-октябрь 2021 года.

Читать на monocle.ru

Всего в авариях с пешеходами за этот период погибло почти 3 тыс. человек, а травмы получили более 27 тысяч. Причина таких результатов состоит в том, что пешеходы зачастую не знают правил дорожного движения или пренебрегают ими, руководствуясь принципом «пешеход всегда прав», считают эксперты отрасли.

Внедрение системы, основанной на использовании камер с функцией распознавания лиц, для начисления автоматических штрафов пешеходам-нарушителям поможет снизить число происшествий, считает предприниматель Дмитрий Давыдов. Свое видение по решению этой проблемы, опираясь на международный опыт, автор изложил в некоммерческом проекте «20 идей по развитию России».

Фатальные ДТП

По итогам 2020 года в России зарегистрировали более 38 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в которых погибло более 4 тысяч человек и почти 36 тысяч получили травмы. Чаще всего в случае аварий по вине пешехода причинами становились: переход через проезжую часть вне пешеходного перехода в зоне его видимости; переход через проезжую часть в неустановленном месте при наличии в зоне видимости перекрестка; нахождение на проезжей части без цели ее перехода; переход дороги на красный сигнал светофора.

Штраф за нарушение ПДД пешеходами составляет 500 рублей, если это не создало помех в движении транспортных средств, и штраф 1 тыс. рублей, если помехи были созданы. Штраф может возрасти до 1,5 тыс. рублей, если был причинен вред здоровью легкой и средней тяжести. В случаях создания ДТП с тяжкими последствиями пешеходу может грозить тюремный срок до семи лет. Также виновного пешехода могут привлечь к гражданской ответственности по возмещению материального и морального ущерба.

Система образования для участников дорожного движения пока не сильно развита: в школьном курсе на изучение Правил дорожного движения предусматривается не более двух часов в год в рамках Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). По данным опроса, проведенного социологами летом 2021 года в 15 регионах России, 95% респондентов признались, что не знают правил перехода дороги по пешеходному переходу. А 85% опрошенных считают нерегулируемые пешеходные переходы небезопасными и неохотно ими пользуются.

Чаще всего причиной перехода дороги в неположенном месте является желание сэкономить время на дорогу. При этом пешеходы не осознают риск для здоровья и жизни, который они создают. Отсутствие должного контроля также расслабляет пешеходов: если рядом нет инспектора дорожной полиции, который наложит штраф, то доказать факт нарушения будет непросто.  Поэтому пешеходы зачастую смело выбегают на проезжую часть в неположенных местах, если не видят патрульную машину.

Штрафы и обязательные работы

В Китае контроль за нарушениями правил дорожного движения пешеходами с 2017 года осуществляют с помощи камер с функцией распознавания лиц. Наказание нерадивым участникам дорожного движения предусматривается в следующих форматах: дисциплинарное предупреждение или штраф в размере 5 – 50 юань (около 60 – 590 рублей).

Автоматическую систему штрафов для безответственных пешеходов внедрили в китайском городе Шэньчжень. Попавшийся на камеру нарушитель сразу же получает сообщение на мобильный телефон со штрафом. В дальнейшем его фотография с именем, фамилией и идентификационным номером в назидание другим показывают на оживленных перекрестках Шэньчженя. Также информацию о нарушителе публикуют на правительственном сайте. Система показала эффективность: за первые десять месяцев работы на одном только перекрестке было зарегистрировано почти 14 тыс. нарушений со стороны пешеходов.

В другом китайском Цзинань власти не штрафуют пешеходов сразу после нарушения. После фиксации нарушения с пешеходом связываются и предлагают выбрать вид наказания: штраф в размере 20 юаней (235 рублей), прохождение получасового курса по правилам дорожного движения или помощь полицейскому в регулировке движения в течение 20 минут. Внедрение системы распознавания лиц для пешеходов позволило сократить число нарушений в Цзинане с 200 до 20 случаев на одном из самых загруженных перекрестков города.

Безопасный переход

Взять пример с Китая и внедрить автоматические штрафы для пешеходов-нарушителей, которых будут вычислять с помощью камер с функцией распознавания лиц, предлагает Дмитрий Давыдов. По его мнению, в первую очередь камеры стоит устанавливать на оживленных перекрестках, и в тех местах, где зарегистрировано больше всего нарушений со стороны пешеходов. За первое нарушение без помех транспорту автор предлагает в качестве профилактики отправить нерадивого пешехода на специально разработанный онлайн курс по правилам дорожного движения. Если нарушитель откажется пройти курс в указанный срок, то ему будет предложено оплатить штраф. За любые последующие после прохождения курса нарушения предлагается автоматически выписывать штраф.

По мнению автора, с технологической точки зрения Россия готова пойти на внедрение такой системы. Страна входит в тройку мировых лидеров по количеству установленных видеокамер (после Китая и США). Система распознавания лиц уже внедряется для борьбы с преступностью и правонарушениями, например, для водителей за превышение скорости. Благодаря этому аварийность в зонах наблюдения видеокамерами снижается, поэтому расширение системы автоматической видеофиксации и на пешеходов выглядит логичным шагом, убежден предприниматель.

Благодаря контролю и фиксации нарушений с помощью камер привычка переходить проезжую часть с нарушением правил дорожного движения будет постепенно искореняться среди населения. Со временем это положительно скажется на сокращении трагических случаев и травм на дорогах по вине пешеходов, считает Давыдов.

Предприниматель создал проект пять лет назад, а в период пандемии дополнил идеи и вдохнул в них новую жизнь. «20 идей» написаны из гуманистических соображений и направлены на улучшение жизни россиян, отмечает Давыдов. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому автор надеется на поддержку со стороны властей.