В «прорывное» развитие Крыма и Севастополя начинается привлечение частных инвестиций общим объемом в один триллион рублей. Соответствующий документ утвержден правительством РФ. Чтобы деньги пошли, нужны условия, на что и направлен. Кому-то могут и сразу объяснить, что «все условия уже созданы», а для кого-то они и впрямь могут оказаться интересными.
Вице-премьер Марат Хуснуллин утвердил «дорожную карту» по привлечению инвестиций в развитие Республики Крым и Севастополя, говорится в сообщении на сайте кабмина. План направлен на выполнение поручения президента.
18 марта с. г. на совещании по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя Владимир Путин затронул тему привлечения в регион частных инвестиций и заявил: «С чем здесь связаны трудности и зачастую искусственные барьеры, мы все знаем. Хочу подчеркнуть: об успехе наших действий можно будет говорить, только если мы сумеем обеспечить существенный, кардинальный рост частных инвестиций. Их объём за предстоящие 4 года, то есть за 2022–2025 годы, в Крыму и Севастополе должен превысить один триллион рублей». В результате и появилась «дорожная карта».
Общая ее идея в том, что государство создает правовые, а также инфраструктурные условия, а инвесторы вкладывают деньги. При этом им обещаны льготные кредиты на территории полуострова.
«Для прорывного социально-экономического развития в экономику регионов должно быть привлечено не менее 1 трлн рублей, – цитирует сайт правительства РФ вице-премьер Марата Хуснуллина. – Такие серьёзные инвестиции могут быть получены только в случае создания привлекательных условий для развития бизнеса – тогда будут запущены самые амбициозные проекты», выразил она надежду, отметив, что в итоге «налоговая база субъектов увеличится, местное население будет обеспечено новыми рабочими местами, будет создан кумулятивный эффект социально-экономического роста Крымского полуострова».
При реализации «дорожной карты» правительство использует нормативно-правовые возможности механизма комплексного развития территорий, и обещает совершенствование механизмов функционирования свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя, в том числе – для также для предоставления льготных кредитов участникам свободной экономической зоны.
Особое внимание будет уделено программе льготного кредитования развития сельских территорий. Поддержка будет оказана при строительстве жилых зданий, дорог, создании инженерной инфраструктуры.
«Дорожная карта» предусматривает и поддержку туристической отрасли: в том числе – содействие регионам (Крыму и Севастополю) в увеличении номерного фонда гостиничных и санаторно-курортных комплексов за счёт реновации старых и строительства новых объектов.
Документ предполагает также разработку отдельного механизма финансирования жилищного строительства на полуострове и создание банка земельных участков для эффективного вовлечения их в оборот.
Кроме того, планом предусмотрен опережающий ввод в эксплуатацию индустриальных парков, а также – развитие гражданского и рыбопромыслового флота.
Аналитики, как будет видно ниже, относятся к проекту достаточно скептически. Но, скорее, всего, и правительство не пустит дело на самотек. Во-первых, определенный круг компаний будет так или иначе приглашен в качестве инвесторов, получив предложения, от которых будет трудно отказаться, а может быть отказываться и не захочется.
По отзывам некоторых из искомых частных инвесторов, пробовавших вести бизнес к Крыму, дело это не столь простое, так как в секторе недвижимости, например, к пришельцам относятся, скажем так, ревниво. Впрочем, такова и специфика сектора. Ну, и, конечно, «санкции» мы себе умеем устроить сами, помимо всяких санкций внешних. Но, как бы то ни было, статус участника правительственной программы может кому-то действительно помочь.
Безусловно, Крым, как никакой другой регион, нуждается в инвестициях, потому что из-за действующих санкций там значительно осложнена экономическая деятельность, да и просто жизнь рядовых граждан, говорит специалист по банковскому сектору, руководитель представительства инвестиционного фонда ANIF в России Сергей Григорян.
Сегодня, отмечает он, в Крыму нет привычных для всей России сетевых магазинов, банков, сотовых операторов, сервисов и т.д. Даже воспользоваться интернет-сервисами – такими как Google Play и AppStore – на территории республики проблематично. К тому же, из-за санкций на полуостров не приходят иностранные инвесторы. Находясь на территории республики, практически невозможно вести полноценный бизнес: там нет привычных крупных банков, а мелкие нонейм устанавливают невыгодные комиссии.
Поэтому на полуострове нет низких цен, и их не будет до тех пор, пока Крым находится под санкциями, считает Григорян. Пока туда не придут крупные сетевики и не «понизят температуру по больнице».
Предполагается, что инвестиции в размере 1 трлн рублей придут в случае создания привлекательных условий для развития бизнеса. Но как это сделать в условиях действующих санкций, учитывая, что в ближайшей перспективе их никто не собирается ослаблять, не очень понятно, выражает сомнение аналитик.
Дефицит частных инвестиций – ключевая проблема для Крыма, соглашается эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн. Основная причина этого дефицита – санкционные риски: крупные российские компании не хотят рисковать, даже несмотря на огромный потенциал региона и его тотальную недоинвестированность.
Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов, составленному RAEX, по состоянию на 2020 год Крым занимает лишь 69 место из 85. Это при том, что если оценивать потенциал роста экономики полуострова, скажем, к сопоставимому бенчмарку – Краснодарскому краю, – то с поправкой на число населения экономика Крыма должна быть в 2-3 раза больше только для того, чтобы хотя бы сравняться с «нормальным» уровнем.
Так что при, казалось бы, потрясающих инвестиционных возможностях, из-за угрозы санкций ими не пользуются крупные частные компании, интересы и бизнес которых распространяется за пределы России. А местные крымские инвесторы не имеют достаточного капитала, чтобы восполнить отставание от других регионов. Российские власти пытаются решать эту проблему – в частности, за счет введения режима «анонимности» для инвесторов с инвестициями в Крым от 150 млн рублей. Но, отмечает эксперт, это проблемы не решает, так как компании оценивают риски из-за возможной утечки информации как слишком высокие.
Поэтому федеральный бюджет продолжает оставаться главным и основным источником инвестиционных потоков для региона. Однако эффективность этих инвестиций априори невысока, констатирует Гринштейн. Во-первых, потому что они идут, в основном, на решение наиболее острых проблем Крыма (водоснабжение, обеспечение электроэнергией и так далее), а не на проекты, которые бы давали рост экономики. А во-вторых, государство как собственник, все-таки менее эффективно, чем частники. Отсюда и новая попытка привлечь необходимый для догоняющего роста Крыма триллион частных инвестиций. Причем, для региона, с учетом его недоинвестированности, это не такая уж и огромная сумма, полагает эксперт.
Основные направления для частных инвестиций тоже понятны. Прежде всего, это развитие транспортной сети – в Крыму множество микрорайонов с очень низким качеством дорожной инфраструктуры. Перспективным выглядит и развитие энергетического комплекса: регион мог бы стать испытательных полигоном для «зеленых» источников энергии. Ну и, конечно же, самое очевидное направление, до которого у государства «не доходят руки», – туристическо-рекреационный кластер, констатирует Гринштейн.
Однако, добавляет он, есть большие сомнения, в том, что даже с учетом анонсированных государством мер по созданию привлекательных условий для бизнеса (механизма Комплексного развития территорий, совершенствования механизмов функционирования свободной экономической зоны, запуску программы льготного кредитования для сельских территорий) этого будет достаточно для того, чтобы компенсировать санкционные риски тем самым крупным частным компаниям, которых как раз и не хватает в Крыму.