Бегство иностранного капитала из российских акций усиливается. Даже дорогая нефть и растущая Америка не способствует росту Индекса Мосбиржи. Но политические и военные страхи – лишь повод для фиксации прибыли нерезидентами.
Вчера по российскому рынку акций прокатилась еще одна волна необоснованных распродаж. По итогам основных торгов Индекс Мосбиржи потерял на подорожавшей нефти 2,6%, показав худший результат в мире.
Наибольшие потери среди высоколиквидных акций понес Сбербанк (-4,15%) – одна из самых потенциально сильных российских бумаг. И это при том, что буквально на днях банк отчитался о рекордной прибыли за 11 месяцев, а текущая дивидендная доходность акций оценивается примерно в 9%.
Нет никаких сомнений в том, что масштабные распродажи спровоцировали иностранные инвесторы. Снижение «Лукойла» и «Роснефти» на растущей нефти это лишь подтверждает. Сейчас 44% акций Сбербанка принадлежат иностранцам, еще 50% находится у Минфина РФ, поэтому динамика акций Сбера полностью зависит от настроений нерезидентов.
Техническая картина по «обычке» Сбера говорит о большой вероятности дальнейшего падения. Вчера бумага не удержала поддержку 305 руб и провалилась ниже. Если сегодня не удастся закрыть день над этим уровнем, то распродажи могут усилиться на технических факторах. На утренних торгах большинство «голубых фишек» растет, но Сбер снова выглядит хуже рынка.
«Медвежий» график и у Индекса Мосбиржи: индикатор долго отскакивал от уровня 3800 пунктов, но вчера этот рубеж был сдан.
Стоит отметить, что вчерашние распродажи прошли на умеренно-позитивном внешнем фоне. Если же сегодня он будет ухудшаться, на серьезный отскок российского рынка акций рассчитывать будет трудно.
Вероятность же негативного сценария торгов на Западе высока. Американский рынок акций вчера резко замедлил рост по сравнению с взлетом в понедельник и вторник, и выглядит технически перекупленным. Индекс S&P500 ушел в зону сильного сопротивления 4700 пунктов, чуть выше расположен исторический максимум. С утра американские фьючерсы торгуются в легком минусе, намекая на то, что особого желания расти у Америки нет.
Правда, пока дорожает на 0,6% нефть, торгуясь около $76 за баррель. Но и для нефти эта отметка является преградой для роста, для пробития которой нужны новые драйверы. Так что на сегодня ситуация выглядит неопределенной, с высокой вероятностью дальнейшего снижения.
На удивление, рубль вчера сумел укрепиться к доллару на процент благодаря подорожавшей нефти. Не было и распродаж ОФЗ, которые в течение дня даже пытались подрасти. Это говорит о том, что никаких особых проблем в России нет – просто иностранные инвесторы воспользовались поводом в виде роста политической напряженности и приступили к фиксации прибыли по акциям.
Несмотря на прошедшую встречу Байден-Путин, снижения политических рисков не произошло. Похоже, что стороны лишь обозначили свои позиции, но с них ни на шаг не сдвинулись. Тревожит и вчерашняя фраза президента Путина в ответ на вопрос, собирается ли Россия нападать на Украину. «Россия проводит миролюбивую внешнюю политику, но она вправе обеспечивать свою безопасность, как я уже сказал, в среднесрочной и более отдаленной перспективе», - ответил российский лидер.
Но все же причины бегства иностранных инвесторов имеют более глубокие корни. Ужесточение денежно-кредитной политики ФРС США неизбежно приведет к сокращению притока новых денег в мировую экономику – это вызовет снижение цен на сырье и уменьшит привлекательность российского рынка акций. С другой стороны, периодические удары по рынку наносит Банк России: повышая ключевую ставку, он увеличивает стоимость обслуживания долга и делает неинтересной покупку акций под дивиденды. Именно высокая реальная (номинальная минус инфляция) дивидендная доходность отечественного рынка акций была одним из драйверов роста российских фондовых индексов.
Наконец, прогнозы мировых финансовых институтов говорят о замедлении темпов роста российской экономики, которые продолжат оставаться ниже среднемирового уровня.
В таких условиях отечественным инвесторам стоит следовать примеру западных коллег и на отскоках рынка сокращать длинные позиции по акциям в инвестиционных портфелях в ожидании более низких цен для новых среднесрочных покупок.