Прямое регулирование цен позволяет стабилизировать динамику их роста только на краткосрочном горизонте. В среднесрочной и долгосрочной перспективе оно создает дисбалансы и может повлечь за собой существенные негативные последствия для регулируемых отраслей и экономики в целом. Об этом говорится в аналитической записке Центробанка «Регулирование цен: когда нужно остановиться?».
«С социальной и экономической точки зрения адресная материальная помощь наименее обеспеченным слоям населения выступает более предпочтительной и эффективной альтернативой регулированию потребительских цен», — следует из записки.
По мнению аналитиков, такая форма поддержки вносит значительно меньше искажений в динамику экономической активности, инфляции и инфляционных ожиданий. Регулирование же цен приводит к перераспределению добавленной стоимости и общественной выгоды между участниками ее создания, потребителями и госбюджетом. Перекос в сторону потребителей и государства чреват потерей стимулов для производителей, возникновением дефицита, параллельного рынка и прочих негативных последствий. Если же наблюдается стабильный рост цен на регулируемую продукцию, то «регулирование цен приводит к устойчивым перекосам в ценообразовании, затрудняя подстройку предложения и спроса под возросший уровень цен».
Косвенное регулирование цен посредством плавающих налоговых ставок или таможенных пошлин представляет собой более мягкий механизм сглаживания ценовых всплесков, однако их применение на постоянной основе также может создать дисбалансы и ухудшить условия конкуренции с производителями других стран, считают в ЦБ.
«Регулирование одних цен часто влечет за собой регулирование других цен в рамках производственной цепочки. Так, введение зернового демпфера в России поставило на повестку дня вопрос о регулировании цен на минеральные удобрения. Может возникнуть вопрос о регулировании цен на другие составляющие себестоимости зерна для поддержания рентабельности, ограниченной ценовым демпфером», — говорится в аналитике ЦБ.
Как писал «Эксперт», Минсельхоз планирует возобновить закупки зерна в интервенционный фонд с 2022 года. Запасы могут увеличиться до трех миллионов тонн, то есть двух-трех месячных потребностей переработчиков. В настоящее время объем запасов зерновых в Госфонде оценивается в 200 тысяч тонн. В 2018 году Минсельхоз субсидировал перевозку зерна за границу, поскольку, по заявлению чиновников, такое решение обладает большей экономической эффективностью из-за дороговизны хранения зерна, — 900 рублей в год за тонну без учета стоимости страховки. Таким образом, на хранение будущих запасов будет уходить порядка двух миллиардов рублей в год.