Строительство метрополитена в Омске, которое велось с 1992 года, признано окончательно нецелесообразным, власти города решили развивать трамвайную сеть.
Об этом сообщил губернатор Омской области Александр Бурков. «Мы в любом случае от метро уходим, было принято решение на федеральном уровне. Инфраструктуру будем использовать, чтобы сделать транспортное кольцо, соединение левого и правого берега», — цитирует ТАСС главу региона. Бурков подчеркнул, что речь идет в первую очередь именно о трамвае, а не автобусе или троллейбусе.
В пресс-службе губернатора Омской области «Эксперту» рассказали, что проект по развитию трамвайной сети Омска будет довольно масштабным, однако отметили, что о каких-либо сроках и суммах говорить пока рано.
Строительство Омского метро началось в 1992 году, в него было инвестировано в общей сложности около 20 млрд рублей. Метрополитен Омска должен был стать третьим в Сибири и на Дальнем Востоке после Новосибирского и Красноярского и девятым в России, однако из-за проблем с финансированием сроки завершения строительства неоднократно переносились. В итоге в 2014 году власти региона предложили соединить уже имеющиеся подземные объекты с наземным рельсовым транспортом. Позже было объявлено, что строительство метрополитена продолжится, но по факту никакие работы не велись. В мае 2018 года власти Омской области заморозили строительство, а в 2019-м его окончательно прекратили. Готовые объекты было решено использовать далее для развития транспортной трамвайной сети.
Трамваи навали курсировать по Омску в 1936 году. В 1990-е власти города решили убрать рельсы с центральных улиц, а с 2007 года трамваи перестали ходить через мост им. 60-летия ВЛКСМ, соединяющий две части города. Сейчас по Омску курсируют шесть трамвайных маршрутов, однако в их числе них нет ни одного, который соединял бы часть города, расположенную на правом берегу Иртыша, с левобережной частью.
Ранее «Эксперт» писал о метротрамвае в Челябинске, который начали строить в 90-е годы и теперь планируют запустить в 2025-м. Согласно документу, подписанному губернатором Челябинской области Алексеем Текслером, проектно-изыскательские работы будут стоить 2,7 млрд рублей, миллиард из этой суммы выделят уже в этом году. В общей сложности на создание инфраструктуры для запуска метротрамвая планируется потратить 55,3 млрд рублей, 3,8 млрд из них будут выделены в 2022-м. В ближайшие два года будет модернизирована трамвайная сеть — на это уйдет 5,2 млрд рублей — и 22 тяговые подстанции (1,4 млрд рублей), реконструированы два депо (на каждое уйдет по 1,6 млрд рублей). Низкопольные четырехосные трамвайные вагоны будут стоить 6,6 млрд рублей, строительство платформ, оптимизация проездов светофоров и оборудование конечных станций — 889,7 млн рублей. Совокупная сумма проекта по строительству метротрамвая в Челябинске на 2022-2025 годы составляет 72,9 млрд рублей.