В первый торговый день 2022 года стоимость бензина на бирже выросла более чем на 2%.
Биржевая цена на бензин марки «Регуляр-92» в первый торговый день 2022 года выросла более чем на 2,1%. В результате цена на эту марку бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросла до 50,13 тыс. рублей за тонну. В последний раз стоимость этого вида топлива превышала 50 тыс. рублей за тонну 7 декабря 2021 года.
При этом бензин Аи-95 также подорожал — почти на 1%, до 52,23 тыс. рублей за тонну. Сильнее всего подорожали в первый торговый день года сжиженные углеводородные газы (СУГ) — на 24%, до 31,47 тыс. рублей за тонну. Топочный мазут подскочил на 2,5%, до 23,79 тыс. рублей за тонну.
В то же время стоимость топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) уменьшилась на 0,3% и составила 57,07 тыс. рублей за тонну. Зимнее дизельное топливо немного подешевело впервые с 14 декабря 2021 года — его цена снизилась на 0,2%, до 65,6 тыс. рублей за тонну. При этом стоимость межсезонного дизеля увеличилась на 0,4%, до 52,25 тыс. рублей за тонну, летнего дизеля — на 0,9%, до 50,88 тыс. рублей за тонну, сообщает ТАСС
«Похоже, что очередных витков роста биржевых цен на топливо, в пределах ещё 1,5-2%, в январе уже не избежать», — прокомментировал статистику шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Цены и так держались от повышения долго, весь декабрь не обновляли больше пики, несмотря на общий высокий уровень инфляции в стране. Сдержанности способствовал до поры и уровень мировых цен на нефть, которая вплоть до середины 20-х чисел декабря находилась ниже 75-76 долларов.
Но уже сейчас после Нового года марка Brent подскочила в стоимости в район 81-83 долларов за баррель, а политическая ситуация в Казахстане добавила ожиданий потенциальной нехватки топлива на рынке, особенно преобладающих там бензинов с низким октановым числом. Однако, считает эксперт, фактически всё это лишь поводы, которыми немедленно не преминули воспользоваться представители российских перерабатывающих заводов: они давно спят и видят, как бы ухватиться за любой эпизод, чтобы подтаскивать раз за разом внутренние цены на топливо в стране под гораздо более высокий внешний общемировой уровень.
Эту разницу цен внутри и снаружи они считают своими «выпадающими доходами», компенсировать которые им почему-то должен из своего кармана отечественный потребитель. Поэтому, если от властей не последует требований увеличения обязательных норм реализации бензина на бирже или других более жестких мер регулирования, то вполне очевидно: вероятнее всего прямо в январе, или, во всяком случае, в ближайшие месяцы, мы увидим продолжение подъёма цен на остальные марки бензина, а также на дизельное топливо. Это коснётся как биржевого опта, так и розницы на заправках.
Согласно подсчётам «Петромаркета», НПЗ получили в 2021 году из бюджета рекордные компенсации порядка 650 млрд рублей в общей сложности, что почти вдвое превышает аналогичные выплаты по демпферу за 2019 год, подчеркнул Пётр Пушкарёв. Но данный механизм давно уже не работает, будучи связанным с реальной динамикой цен на бензин скорее символически. Многие представители нефтяной отрасли, ссылаясь на якобы низкую маржинальность розничной продажи бензина, продолжают лоббировать «донастройку» демпферных выплат, которые уже и так были скорректированы в прошлом году в сторону увеличения.
В реальности же, уверен эксперт, скорость подорожания топлива в России явно не связана с величиной издержек от себестоимости переработки или транспортировки бензина и дизеля, а исключительно с собственной планкой ограничений, которую устанавливают для себя представители российской топливной отрасли под влиянием «инстинкта самосохранения». Те же расходы на перевозку по железной дороге и по автомагистралям сами по себе дали бы прибавку к цене не больше 3-4%, но производителей манит желание год за годом двигаться всё выше в сторону европейских ценовых ориентиров.
В Словакии АИ-95 в декабре уже стоил 1,5 евро, в Германии и Италии доходил до 1.75 евро, в Нидерландах приближался и вовсе к 2 евро за литр. До европейских горизонтов вроде бы и далеко, но проблема в том, что демпфер уже не работает на сдерживание цен, и, если бы демпфера не было, стоимость бензина на заправках была бы ровно такой же. Поставщики бензина одновременно и компенсации «упущенной выгоды» из бюджета черпают полной ложкой, и саму выгоду за счёт всё новых подъёмов цены стараются получить при каждой возможности.
Пожалуй, единственным действенным психологическим ограничителем, который до сих пор ещё отчасти удерживает в узде аппетиты бензиновой отрасли от более резкого взвинчивания цен на внутреннем рынке, остаются предупреждения со стороны правительства, высказанные в первый раз ещё в 2018 году Дмитрием Козаком, на тот момент вице-премьером, а ныне замглавы администрации президента.
С тех пор нефтяникам периодически напоминают из высоких кабинетов: если несмотря на все демпферные механизмы подъём цен на бензин начнет опережать средние темпы инфляции по стране, то правительство может начать действовать жёстче и ввести по бензину строгие лимиты квот на экспорт, которые будут пропорциональны объёмам реализации топлива для отечественных потребителей. Пётр Пушкарёв в данной связи напомнил, что обсуждался летом прошедшего 2021 года и временный, но полный запрет вывоза топлива за рубеж на 3-6 месяцев.
Впрочем, пропорциональные квоты или, тем более, прямые запреты хоть и позволили бы предотвратить дальнейший рост цен, при этом не вызвав дефицита, но заметно сократили бы не только экспортные прибыли топливного бизнеса, но и поступления в казну. Поэтому такие шаги правительство скорее будет держать в запасе как крайнюю меру, если цены на горючее превысят своеобразные воображаемые «красные линии». Не исключено, заключил Пётр Пушкарёв, что допустимыми пределами могли бы считаться уровни цен на заправках Центральной России в районе 55 рублей за литр АИ-95 и стабильно выше 50 рублей за литр АИ-92.
«Инфляция, плановый рост с 1 января 2022 года ставок акцизов на бензин, высокая стоимость российской нефти на рынке стали основными факторами, вызвавшими рост оптовой цены бензина на торговых биржевых площадках в России», — полагает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. Уровень инфляции в декабре 2021 года достиг 8,4%. Инфляционные ожидания на 2022 год остаются на том же уровне.
Снижение инфляции до значения в 4,8% регулятор ожидает лишь к концу 2022 года. Ставка акцизов выросла на 4%. Акциз на бензин класса «Евро 5» подорожал с 13262 до 13793 рублей за тонну, дизельное топливо с 9188 до 9556 за тонну. Средняя цена на российскую нефть марки Urals в январе-ноябре 2021 года сложилась в размере 68,66 долларов США за баррель, а в ноябре месяце составила 79,68 долларов США за баррель, увеличившись по сравнению с ноябрем прошлого года в 1,8 раза. Это оказало существенное давление на стоимость нефтепродуктов от ее переработки.
Дополнительным фактором, оказывающим давление на стоимость топлива, является ожидание корректировки коэффициентов демпфирующего механизма для компенсации производителям нефтепродуктов цен от их продажи на внутреннем рынке в связи с высокой стоимостью топлива и нефтепродуктов, отгружаемых на экспорт. Учитывая, что 60 % территории России расположено в районах вечной мерзлоты, правительство может скорректировать индексацию базовой цены и параметры демпфера уже в начале года, чтобы компенсировать рост акцизов на бензин и дизель для обеспечения поставок потлива в северные и дальневосточные регионы, заметил Валерий Корнейчук.
Также важным оказался и сезонный фактор, добавил аналитик. Пик потребности в топливе приходится на январь-февраль месяцы календарного года. В настоящее время соответствующие корректировки прорабатываются в Правительстве, однако их результаты пока не анонсировались. В совокупности это и вызвало повышение оптовой цены продаж топлива на биржевых площадках.
В дальнейшем эксперт ожидает стабилизации ситуации. Рост цен на топливо (бензин, дизель) будет находится в рамках инфляционного коридора. Если предположить, что инфляция сохранится на сегодняшнем уровне, то к концу 2022 года рост стоимости бензина на АЗС не превысит 5 рублей.