Крупнейшие розничные сети России предлагают ввести комфортные лишь для себя ограничения в части повышения цен на продукты питания.
Российские розничные сети X5 Group, «Магнит» и «Бристоль» готовы до конца 2022 года не повышать наценки на самые дешевые базовые продукты более чем на 10%. Об этом пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на обращение ритейлеров в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В прошлом году ведомство пристально следило за ситуацией с ценами на продукты питания, и сети, по-видимому, решили не дожидаться негативных для себя новаций в этой сфере.
В X5 заявили, что ограничения наценки коснутся более 20 товарных категорий и начинают действовать уже сегодняшнего дня во всех магазинах сети. Список конкретных товаров будет определяться ежемесячно. В «Магните» же сообщили, что наценка будет ограничена примерно на 200 товарных позиций из 25 категорий базовых продуктов, включая вермишель, овощи из «борщевого набора», хлеб, молоко, сливочное масло, гречневую крупу. Оба ритейлера готовы удерживать планку наценки в течение 2022 года.
Сейчас ФАС изучает предложения, но известно, что они ранее обсуждались и с Минпромторгом, то есть с высокой долей вероятности устраивают и розничные сети, и власти. Тем более, что, по данным замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, который в свою очередь ссылается на Росстат, в 2021 году средняя надбавка на базовые товары в сетях не превышала 15-16%. В то же время, отметили в ФАС, в ходе еженедельного мониторинга в некоторых сетях служба по-прежнему выявляет завышение наценок в том числе на социально значимые товары, поэтому ведомство предложило ритейлерам проработать механизмы «ответственного ценообразования».
Сами ритейлеры полагают, что мера будет действенной, если к ней присоединятся другие ритейлеры, а также производители и поставщики. Другие крупные сети сообщили, что уже применяют минимальную наценку на ряд базовых продуктов. Однако эксперты предупреждают, что если крупнейшие сети могут пожертвовать частью маржи, то небольшие ритейлеры «с такой наценкой не выживут».
Похожее предложение уже поступало от X5 в 2009 году, после визита в магазины их сети тогда премьер-министра Путина, напоминает управляющий партнер KCG Анастасия Кучерена. Он указал на завышенные, по его мнению, цены на основные продукты, а руководство сети пообещало снизить наценку на эти группы товаров. В магазинах это обыграли стикерами «наценка премьера», и получился неплохой маркетинговый ход.
Но, отмечает эксперт, антимонопольная служба подключилась в этот раз потому, что о снижении наценок объявили сразу два крупнейших ритейлера, а это похоже на ценовой сговор.
С одной стороны, говорит Анастасия Кучерена, можно только приветствовать такое социально-ответственное поведение бизнеса, ведь инфляция в России превысила 8%, и подобное снижение цен на основные продукты сможет быть хорошим подспорьем для малоимущих граждан, которые и являются основной аудиторией этих ритейлеров.
Но с другой стороны, этот шаг, вероятнее всего, будет использован маркетологами в рекламных целях. Кроме того, потребительское поведение никто не отменял: попутно с дешевыми товарами из группы с ограниченной наценкой люди будут брать что-то еще, а это приведет к росту продаж и может перекрыть потери от наценок. В итоге в данный момент ситуация для всех участников процесса выглядит как win win.
Одной из ключевых задач ФАС является недопущение влияния на цены игроками, занимающими значительную долю рынка, напоминавет управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. В сегменте розничной торговли доля розничных сетей, в частности X5 Retail Group, значительная, и они имеют возможность влиять на рыночные цены. Но в данной ситуации предложение X5 Retail Group выступает своего рода предупредительным страховочным шагом, так как представители крупных сетей понимают, что есть большая вероятность принятия политически мотивированного решения о регулировании цен на определенные категории товаров.
Чтобы избежать принятия таких решений без учета мнения сетей, X5 Retail Group как раз и идут на такой шаг, одновременно страхуя себя от возможных претензий ФАС, уверен эксперт. То есть розничная сеть выбирает для себя «меньшее из зол», а для розничных потребителей это решение выглядит как забота об их интересах. Таким образом, для исполнительной власти это один из элементов обеспечения социальной стабильности, а для розничных сетей — снижение рисков избыточного регулирования.
ФАС, понимая, что при отсутствии такой инициативы со стороны сетей, аналогичная инициатива, но более жесткая и менее проработанная, была бы спущена сверху, либо идею поддержит, либо не будет ей противодействовать, уверен Алексей Матюхов. Что касается цен, то, по словам эксперта, их рост продолжится, но в сетях он будет происходить в установленных пределах и в других каналах сбыта товаров. Скорее всего, рост будет больше заявленного. Если реальная себестоимость продукции будет превышать лимиты, нельзя исключать даже дефицита таких товаров в сетях.
Для ФАС предложение ритейла выглядит вполне рабочим, ведомство вполне может принять его как жизнеспособное, соглашается и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Ограничение наценки на широкий ряд продуктов питания, в том числе и «борщевой набор», где наименования продемонстрировали колоссальный прирост цен в 2021 году, может дать видимый положительный эффект в плане продовольственной инфляции.
Таким образом сети показывают, что не участвуют в глобальной гонке за деньгами потребителя, исполняют свои функции и не завышают цены, чтобы разогнать инфляцию еще больше. Цены на продукты питания, так или иначе, будут продолжать расти, также уверен эксперт. Так устроен рынок. То, что предложили ритейлеры, коснется, скорее всего, небрендированных товаров или товаров, продающихся на вес. Остальное будет дорожать ровно так же, как и раньше, пока не будет исключена основная причина - повышение цен на расходные материалы и сырье.
Наиболее востребованные продукты питания широкого массового спроса, как правило, дорожают быстрее других категорий, говорит, в свою очередь, главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Дело в том, объясняет он, что от них трудно отказаться, заменить потребителям даже при увеличении цены. Их всё равно будут брать в практически прежних количествах. Экономисты называют это явление «низкая эластичность спроса по цене». Она позволяет продавцам «поднимать ценники», не опасаясь совращения продаж.
Но с другой стороны, продолжает эксперт, именно данная категория продуктов крайне значима с социальной точки зрения. На неё прежде всего обращают внимание антимонопольные службы и регулирующие органы. Поэтому, стремясь «работать с опережением», ретейлеры берут обязательство ограничить наценку, показав при этом и «социальную ответственность бизнеса».
Между тем, констатирует Марк Гойхман, наценка на данные товары в крупных сетях и без их демаршей близка к 10%. Таким образом, для продавцов мало что меняется по сути. При необходимости, крупные горизонтально организованные сети могут перераспределить, «размазать» наценку на те или иные товарные группы. Кроме того, у «крупняка» как правило, ниже издержки на единицу товара из-за масштабов деятельности.
Но сложнее придётся более мелким продавцам, если «трудовой почин» X5 Group и «Магнит» им придётся поддержать. С таких позиций, уверен аналитик, небольшие магазины начнут «терять очки», будучи не в силах угнаться за «передовиками производства» и обеспечить ограниченную наценку в ряде случаев.