12 января — последний день дипломатического российско-западного марафона. После российско-американских переговоров 9 и 10 января, а также последующего дня американских раздумий и закрытых консультаций Вашингтона с союзниками Россия и страны НАТО встречаются за столом переговоров. Вопрос в том, будут ли там настоящие переговоры?
В Вашингтоне уверяют, что ожидают конструктивной дискуссии. «И союзники по НАТО и русские настроены на диалог. Все союзники хотят вести диалог с Россией, но в то же время они занимают общую позицию о недопустимости дальнейшего вторжения России в Украину. В этом случае Россия столкнется с серьезными последствиями - как со стороны НАТО, так и со стороны Евросоюза», — уверяет посол США в НАТО Джулиана Смит.
В реальности же все будет несколько сложнее и по-другому. Главной темой российско-западного январского марафона является отнюдь не перспективы вторжения России на Украину. Это Соединенные Штаты пытаются создать такое впечатление, тогда как на самом деле Москва приехала разговаривать о НАТО и о системе безопасности в Европе. Гражданская война на Украине является, по сути, следствием российско-западных конфликтных отношений, и как только в этих отношениях будут выработаны правила игры, то украинский вопрос решить будет на порядок проще.
Предлагаемые Москвой правила игры понятны и просты. Отказ НАТО от расширения за счет новых членов (прежде всего на скандинавском, восточно-европейском и кавказском направлениях — включение в Альянс балканских стран Россия как-то переживет). Заключение нового Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который запретит размещение крупных воинских контингентов и проведение серьезных учений возле российско-натовской границы. Ну и, наконец, признание Западом постсоветского пространства зоной интересов России.
С чисто практической точки зрения Москва не предлагает ничего неприемлемого. Отказ от размещения войск и проведения на границе является элементарной мерой деэскалации, а с точки зрения расширения НАТО уже достиг (за исключением Балкан) пределов безопасной экспансии — даже превысил их, включив в свой состав ряд стран-иждивенцев. Получается интересная ситуация. С точки зрения военной стратегии Альянсу невыгодно расширяться на северо-восток — возможное включение Швеции и Финляндии ничего не даст НАТО в военном плане (разве что право считать Санта-Клауса своим гражданином), если, конечно, не рассматривать Альянс как группу самоубийц, готовящих плацдарм для вторжения в Россию. Усиления военного давления на Москву не будет (за счет Прибалтики и Норвегии войска НАТО уже стоят на близком расстоянии от Санкт-Петербурга и Мурманска), а оборонные периметры растянутся.
Что же касается расширения на Восток, то это не просто невыгодно, а крайне опасно. Грузия, Молдавия и Украина имеют территориальные конфликты, в которых так или иначе завязана Российская Федерация. Включение первых двух стран в Альянс означает, что войска НАТО должны будут «деоккупировать» Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье — два признанных государства и одно непризнанное, безопасность которых гарантируется Москвой. Включение же Украины в Альянс означает автоматическое выписывание билета на войну с Российской Федерации из-за Крыма, а также Донбасса (который сейчас постепенно интегрируется в состав РФ).
И Кремль сейчас лишь просит зафиксировать реальное состояние дел на бумаге. Дать гарантии того, что Альянс исходя из американских хотелок не будет, так сказать, назло России отмораживать уши и заниматься бессмысленным усилением конфронтации. Что же касается постсоветского пространства, то, опять же, Россия просит зафиксировать очевидное. На примере Казахстана Москва показала, что готова защищать закон и порядок в этом регионе, а также отстаивать свои интересы безопасности даже силовым путем — это на случай, если кто-то вдруг забыл Грузию-2008 и Украину-2014. Россия не покушается на зоны эксклюзивных американских интересов в Центральной Америке или Западной Европе — но хочет, чтобы американцы уважали ее зону. А не прикрывались фиговыми листочками фраз о «суверенитете стран», когда сами этот суверенитет не учитывают — достаточно вспомнить тон американских СМИ в отношении стран Центральной Америки (того же Сальвадора), развивающих отношения с Китаем.
Тем не менее, в НАТО российские предложения конструктивными не считают. И обсуждение 12 января будет, скорее всего, идти не в формате конструктивной дискуссии, а в формате ток-шоу. Страны-члены НАТО — особенно из числа восточноевропейских государств — решительно осудят «империалистические планы Москвы». При этом они не только повторят вашингтонские мантры из серии «мы не позволим Путину закрыть открытые двери НАТО» и откажутся давать какие-то гарантии нерасширения Альянса, но и даже отвергнут те пункты, по которым Вашингтон выразил готовность договариваться с Россией. В частности, о заключении нового договора об обычных вооружениях, который ограничивает размещение вооруженных сил России и Альянса в некоторых регионах, а также проведения там учений. Для Польши и стран Прибалтики снижение американского военного присутствия на их территории является неприемлемым — причем не только с военной, но и с политической точки зрения. А в случае прибалтийских государств — еще и с психологической (ибо тамошние элиты снова начнут думать, что Альянс пожертвует ими в случае войны с Россией).
При этом восточноевропейкие члены воспользуются площадкой для того, чтобы вместе с американцами зафиксировать образ России не как партнера по переговорам, а чуть ли не как экзистенциального противника, все действия которого направлены на борьбу с НАТО. «США и страны-члены НАТО разместили тысячи солдат, инвестировали много денег в развитие вооружений для того, чтобы перестроить границу Альянса с Россией. Однако Москва ответила на эту стратегию открытием новых фронтов — за пределами досягаемости НАТО, — пишет The Wall Street Journal. — Вместо того, чтобы конфликтовать с НАТО напрямую, Владимир Путин усиливает давление в других странах — включая Украину, Сирию и Ливию. Он тестирует единство Альянса через сделки с природным газом, атакует демократические оборонные порядки НАТО через, как говорят представители западных стран, кибератаки и дезинформацию. Тем самым он тестирует и военную мощь Альянса, и политическую волю Запада».
Соответственно, Запад должен не дать России усомниться в своей политической воле и единстве. А сомнения эти есть. «Еще один шаг и НАТО исчезнет. При этом виновником развала НАТО будет не Орбан или кто-то типа него, а Германия, которая хочет устроить перезагрузку отношений с Российской Федерацией», — говорит польский генерал Вальдемар Скшипчак. Напоминаем, что Шольц собирается уже в январе провести на эту тему саммит с Владимиром Путиным.
К Берлину вообще много вопросов. Немцы реализуют с Россией «Северный поток — 2», который якобы ведет к усилению российского газового ига над Старым Светом. Немцы блокируют продажу наступательного оружия Украине (тех же снайперских винтовок). Немцы — как и многие другие в Европе — устали от бессмысленной и бесперспективной конфронтации Москвы. И страны Восточной Европы попытаются использовать общее недовольство российскими предложениями для того, чтобы в совместных общенатовских заявлениях зафиксировать единство в вопросе продолжения конфронтации.
И вопрос в том, как Москва отнесется к такого рода заявлениям? Как к показательному выступлению и части «обязательной программы», на которое не нужно обращать внимание и продолжать переговоры с США — или как к отказу Запада идти на дипломатическое решение существующих проблем? Ответ на этот вопрос можно будет увидеть — или услышать — уже в ближайшее время.