Николай Васильевич Гоголь называл свою «Женитьбу» «вздорной комедией», но… возвращался к работе над ней несколько лет, дописав уже «Ревизора» и «Мертвых душ».
Возвращаются к ней и театры – кто в гротеске, кто в социальной сатире, кто в театре абсурда, кто в «ошинеленной» драме одиночества, как Анатолий Эфрос, кто с оперой, как Мусоргский, кто с экранизацией, как Эраст Гарин или Виталий Мельников. Но, пожалуй, никто еще не называл «Женитьбу» трагедией, как режиссер Андрей Гончаров. «Женитьба. Трагедия» станет первой премьерой 2022 года (21 и 22 января).
«До начала репетиций я всегда воспринимала «Женитьбу» только как комедию, но в процессе работы с режиссером пришло понимание, что этот материал может быть весьма трагичным, - говорит Надежда Флёрова (Агафья Тихоновна). - Обычно я стараюсь изучить все знаковые постановки пьесы, над которой начинаю работать, но именно в связи с «Женитьбой» не стала этого делать - захотелось перезагрузить само понятие, посмотреть на этот процесс свежим взглядом. И у меня возникло еще больше вопросов по поводу того, что такое брак, женитьба. Мне показалось интересным, что в наше время появилось столько удобных правил, которые позволяют людям не связывать себя узами брака, но большинство по-прежнему хотят вступить на территорию «союза двух сердец». При этом подходы у всех разные, кто-то относиться к этому процессу легкомысленно, кто-то осознанно. В нашем спектакле мы поговорим и о тех, и о других. Гоголь на многие вещи смотрел парадоксально. Он порой как будто противоречив, но… даже в этих противоречиях есть подсказка».
Тандем из Санкт-Петербурга режиссера Андрея Гончарова и художника Константина Соловьева уже выпустил в Театре на Таганке очень необычного «Отелло» - тихого, сосредоточенного, растворенного в шепоте, взглядах, прикосновениях, недоговоренностях. А также спектакли «О любви» и «Мертвые души» в Нижнетагильском театре драмы, «Маленький господин Фридеман» в МТЮЗе, «Южный комфорт» в Мастерской Дмитрия Брусникина и другие. Андрей Гончаров – выпускник РГИСИ (мастерская Вениамина Фильштинского), сотрудничает, в частности, с «Этюд-театром» и БДТ в Санкт-Петербурге, Саратовским и Московским ТЮЗами, Норильским и Нижнетагильским драматическими театрами, лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит-2016» в номинации «За режиссерский дебют» за спектакль «Три текста про войну» в БДТ. В актерской команде «Женитьбе» будет только один состав - «издержки» плотно занятой труппы и индивидуальной работы над каждым образом.
Главным элементом сценографии Константина Соловьева стали огромные ворота - врата ли Ада или Рая для гоголевских Адама и Евы, портал ли в новое измерение, в неизвестность? Зато костюмы от него же более определенно обозначают время: конец семидесятых – начало восьмидесятых годов, поздне-советское время «густого воздуха», прописок, всеобщего дефицита и ограниченных социальных лифтов.
По словам Андрея Гончарова, во время репетиций ему важно было переосмыслить и перезагрузить семантическое наполнение самого понятия «женитьба» во всем его многообразии. А также по возможности уйти от многочисленных стереотипов и шлейфа интерпретаций, который тянется за этой пьесой.
«Мы не можем отказать себе в том, чтобы хоть раз в жизни (а то и больше) не подумать о женитьбе, кем бы мы ни являлись – отшельниками, убежденными холостяками или женатыми по пятому разу, - говорит режиссер. - Женитьба стоит в одном ряду с такими явлениями, как рождение, становление, смерть. Вокруг «женитьбы», как вокруг центральной оси, выстраивается комплекс наших отношений с пространством других людей, с миром и государством. Да, и с государством тоже – в масштабах государства «цементирование» двух людей в статусе жены или в статусе мужа оказывается важным и необходимым. Чем больше личностного, индивидуального в человеческих отношениях, чем меньше они поддаются прогнозу и формальному порядку, тем более опасными и маргинальными являются для государства.
Сегодня чувствуется, что институт брака требует перезагрузки, переосмысления. Мы должны задать один вопрос – для чего жениться или выходить замуж? И честно себе ответить, а что мы сами хотим от женитьбы? Детей? Стакана воды в 85 лет? Ежедневного бесплатного секса? Или чего-то еще – но тогда чего? В каком-то смысле дилемма жениться или убежать в окно – это наше «быть или не быть».