В китайском руководстве явно считают, что конфликт между Поднебесной и США продлится долго и готовятся к худшему сценарию. Пекин готовится к дальнейшему ухудшению отношений с Вашингтоном и другими западными странами. Правительство КНР запасается жизненно необходимыми ресурсами и пытается ослабить зависимость от внешнего мира за счет развития внутреннего производства.
Китайские министерства недавно определили приоритеты на 2022 год, сообщает Wall Street Journal (WSJ). Главным признана продовольственная и экономическая безопасность. Это значит, что КНР будет энергично запасаться всем, что может понадобиться в будущем, если отношения с США и их союзниками еще больше ухудшатся и приведут к полной изоляции Поднебесной.
В прошлом году Пекин резко увеличил запасы зерна. В Министерстве сельского хозяйства КНР решено выделить сотни тысяч гектаров под сою, сельхозкультуру, от выращивания которой практически отказались после вступления в ВТО в 2001 году.
О новой экономической стратегии, так называемой двухконтурной (dual circulation) модели развития экономики, в конце 2020 года рассказал Председатель КНР Си Цзиньпин. В ее основе упор на развитие внутреннего рынка. Программа действий на 2022 год в сфере увеличения запасов всего необходимого является ее логическим продолжением в условиях осложнения внешнеполитической ситуации. Одним из примеров такого осложнения являются постоянно ухудшающиеся отношения не только с США, но и с одним из главных торговых партнеров – Австралией. Пекин ответил на недружественные действия Канберры запретом на ввоз австралийского угля, что ухудшило в прошлом году энергетическую ситуацию во многих районах КНР. Так что акцент на собственные силы и ослабление зависимости, особенно, в продовольственной сфере от импорта, логично вытекает из событий последних лет и месяцев.
«Китайский народ должен все время твердо держать чашку с рисом в своих руках,- объяснил суть новой стратегии в области продовольствия Си Цзиньпин на заседании руководства Минсельхоза в декабре прошлого года.- Причем, в этой чашке должен быть китайский рис».
Конечно, китайские лидеры не первый раз призывают к усилению продовольственной и экономической безопасности. Отличие от прошлых призывов в том, что сейчас они сопровождаются сильным политическим подтекстом – в этом году, по всеобщему мнению, товарищ Си изменит систему транзита власти в Поднебесной, заключавшуюся в 10-летнем пребывании лидера у власти, и останется лидером еще как минимум десять лет.
И все же в основе двухконтурной модели вполне обоснованные опасения за экономику, которая сильно страдает от санкций США и их союзников. Опасения вполне обоснованные, потому что отношения с Вашингтоном продолжают ухудшаться.
«Китай уже давно уделяет серьезное внимание продовольственной и энергетической безопасности,- подчеркивает китаист Патрик Чованек из Silvercrest Asset Management Group.- Эти вопросы признаны сейчас приоритетными».
Конечно, достижение самодостаточности - трудная задача для любой страны. Но для Китая она вдвойне труднее, потому что Пекин извлек громадную выгоду из международной интеграции и превратился в мировую фабрику и главного потребителя товаров на планете.
Трудности подчеркивает, по мнению WSJ, и то, что все усилия китайского правительства сделать главным локомотивом экономического роста внутренний рынок и китайских потребителей пока не дают желаемого результата. Внутреннее потребление растет, но темпы его роста Пекин не устраивают.
Еще один пример трудностей – неудача, по крайней мере, так считают в США, создать за счет громадных инвестиций в последние годы в науку и исследования китайские высокие технологии, которые помогли бы КНР обойти США и стать главной экономикой планеты. Естественно, определенные успехи, например, в сфере полупроводников есть, но Китай еще долго, уверен WSJ, будет зависеть от американских и тайваньских чипов, потому что китайские чипы недостаточно высокого качества. Например, ожидается, что зависимость от тайванских полупроводников для электромобилей сохранится до 2035 года.
В декабре 2021 года закончился срок действия двухлетнего торгового соглашения с США. За это время стороны так и не сумели найти компромиссные решения. Это значит, что тарифы на китайские товары и продукцию, ввозимые в США, сохранятся и, скорее всего, будут расширены и увеличены.
В текущем году Пекин сделал приоритетными создание достаточных запасов продовольствия и, в первую очередь, жизненно необходимых, таких, как, например, соя, которой в Китае в основном кормят свиней. За два десятилетия в XXI веке КНР почти полностью перестала выращивать собственную сою и теперь полностью зависит от поставок этой ценной сельхозкультуры из США и Бразилии. Планируется увеличить в 2022 г. производство сои в северо-восточной провинции Хэйлунцзян на 19%, для чего выделяется дополнительно 650 тыс. га орошаемых земель.
Самодостаточность, похоже, лежит в основе новой стратегии развития, разработанной Си Цзиньпином и его помощниками. Китайский лидер хочет, чтобы Китай сам производил все, начиная от туалетов и заканчивая спутниками. Это, конечно, не значит, что Пекин полностью откажется от импорта, но он будет готов, надеются в китайском руководстве, когда этот импорт будет сведен к нолю санкциями США и их союзников.