Сенат США не принял санкционный законопроект республиканца Теда Круза. Но не потому, что он излишне жесткий, а скорее наоборот. Некоторые эксперты полагают, что американская администрация хочет убить двух зайцев разом, а для этого Круз слишком прост.
В верхней палате американского Конгресса состоялось поименное голосование по законопроекту о санкциях против «Северного потока — 2», разработанному сенатором Тедом Крузом. Как сообщается на сайте Сената, инициатива сенатора не смогла набрать необходимых 60 голосов для утверждения. Впрочем, говорят участники рынка и эксперты, это было ожидаемо. И реальные причины, по которым законопроект не прошел, отнюдь не свидетельствуют о проявлении членами верхней палаты Конгресса здравого смысла в отношении интересов европейских партнеров США. Скорее, наоборот.
Законопроект, говорится в тексте документа на сайте верхней палаты Конгресса, предполагал введение санкций в отношении организаций и ряда должностных лиц, ответственных за разработку, строительство или эксплуатацию трубопровода. Предполагалось введение для них запрета на въезд и заморозка их активов в США, а также запрет для американских граждан или компаний на ведение бизнеса с фигурантами черного списка.
Сам документ пестрит соответствующими целям документа заявлениями: «оценка рисков для безопасности, создаваемых "Северным потоком — 2"»; «пагубное влияние деятельности правительства Российской Федерации, включая стратегическую коррупцию и усилия по оказанию влияния на европейских лиц, принимающих решения» и т.п. Кроме того, авторы законопроекта озабочены необходимостью оценить, поддерживает ли Российская Федерация транзит газа через Украину на уровнях, соответствующих объемам, указанным в соглашении о транзите газа между Украиной и Российской Федерацией от декабря 2019 года, и продолжает ли она платить транзитные сборы, указанные в этом соглашении.
Можно было бы рассматривать инициативу Круза как пример крайне неделикатного вмешательства во внутренние дела других стран. А провал законопроекта — как частичное возобладание здравого смысла. Хотя бы потому, что «накат» на СП-2 наносит очевидный ущерб отношениям Штатов с западноевропейскими партнерами. Но Круз — сенатор от Республиканской партии. А вот его коллеги-демократы буквально вчера представили свою версию законопроекта, и она куда жестче крузовской, поскольку касается не только и не столько «Северного потока — 2», сколько вообще политики в отношении России.
Группа из 25 сенаторов-демократов представила законопроект о новых санкциях против РФ, которые могут быть введены в случае нападения России на Украину. Документ называется «Акт по защите суверенитета Украины» и содержит предложения сенаторов по новым санкциям. В их числе личные санкции в отношении президента РФ, а также запреты, касающиеся госдолга страны и использования SWIFT.
У экспертов нет единого мнения по поводу причин и следствий провала крузовского законопроекта в Сенате. Но на фоне появления законопроекта от демократов, они, так или иначе, не склонны рассматривать вчерашнюю неудачу республиканца как победу здравого смысла.
Результаты голосования в четверг оказались для Теда Круза неутешительными — сенат не поддержал, констатирует преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. По его мнению, такое изменение позиции политиков представляет собой попытку наиболее здравомыслящих из них уладить разногласия внутри трансатлантического союза между США и Германией, возникшие из-за строительства газопровода.
Джо Байден после своего избрания президентом США сказал: газопровод уже построен, и введение новых санкций нецелесообразно. Санкции против СП-2 могли бы испортить отношения с ближайшим союзником по трансатлантическому блоку, обнулить совместные усилия по сдерживанию России и лишить Германию заинтересованности в дальнейшем укреплении влияния США на европейском континенте. Новое правительство Германии во главе с Олафом Шольцем и так находится в особо сложной ситуации по этому вопросу — из-за кризиса на газовом рынке Европы — и прекрасно понимает, что введение газопровода в эксплуатацию могло бы отрегулировать рынок.
Дороговизна американского СПГ, первые танкеры с которым уже начали приходить в Европу, неумолимо скажется на экономике европейских стран и конкурентоспособности европейской продукции, внесет дополнительные траты в расходы домохозяйств, уверен Корнейчук. К такой же позиции склоняется и Еврокомиссия, контакты которой с «Газпромом» по вопросам урегулирования газового рынка Европы продолжаются. Попытки же США увязать коммерческий проект «Северный поток — 2» с проблемами евробезопасности абсурдны. И можно было бы, видя провал крузовского законопроекта, предположить, что осознание выгод, которые несёт запуск «Северного потока — 2» заставило европейцев напомнить американской стороне об обещанном Джо Байденом компромиссе.
Однако американские демократы не так просты, продолжает Корнейчук. Внесенный ими альтернативный пакет ограничений против России предполагает введение санкций против российского руководства, в том числе Владимира Путина, Михаила Мишустина, Сергея Лаврова, Сергея Шойгу, Валерия Герасимова и других представителей военного руководства. Ограничительные меры могут затронуть и СП-2, однако они не находятся во главе угла — то есть, интересы европейских партнеров как бы соблюдены. Но дело в том, что предлагаемые рестрикции могут, в случае их введения, вообще привести к разрыву отношений США с Россией. И до газопроводов ли тут будет?
Отрицательное решение Сената США по законопроекту о санкциях в отношении «Северного потока — 2», предложенному республиканским сенатором Тедом Крузом, всего лишь тактический маневр, уверен эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн.
Он считает, что у США есть приличный запас времени до момента, когда Nord Stream 2 AG пройдет сертификацию в качестве независимого оператора газопровода. Вероятно, это произойдет в лучшем случае ближе к лету 2022 года, так что Штаты разыгрывают более тонкую комбинацию, в которой целью становится не только блокировка СП-2, но и дестабилизация финансовой системы России.
Если бы сенат принял законопроект Круза, это могло внести разлад в отношения США с Германией и рядом других европейских стран: под ограничения, указанные в отклоненном законопроекте, попали бы и европейские компании и бизнесмены, участвовавшие в проектировании и реализации СП-2. Именно поэтому, полагает эксперт, администрация Белого дома в лице замгоссекретаря США по политическим делам Виктории Нуланд и старшего советника Госдепартамента США по энергетической безопасности Эймоса Хокстина встречались в понедельник, 10 января, с сенаторами-демократами, объясняя им, что пока не время для таких шагов.
Вместо этого предложен более тонкий, но куда более жесткий ход: законопроект, получивший название «Закон о защите суверенитета Украины 2022», который предусматривает введение целого набора санкций — и в отношении высшего политического и военного руководства России, и в отношении российского банковского сектора, и в том числе — в отношении «Северного потока — 2».
В отличие от законопроекта Теда Круза, в данном случае причиной введения ограничений станет не инициатива США, а эскалация на границе России и Украины. То есть, поясняет Гринштейн, формально к США претензий со стороны европейских стран не возникнет, хотя все, что предполагал отклоненный законопроект Теда Круза против «Северного потока — 2», будет применено.
То, что «Закон о защите суверенитета Украины 2022» будет принят обеими палатами Конгресса США и подписан Джо Байденом, почти не вызывает сомнений, уверен эксперт. В СМИ уже многократно просачивалась информация о том, что администрация Белого дома не просто поддерживает этот законопроект, но и принимала активное участие в его разработке.
Что касается его применения — то есть, произойдет ли на границе России и Украины нечто, что США расценят как российскую агрессию, — то вероятность этого очень высока, полагает эксперт. США уже анонсируют военную помощь Украине в случае такого развития событий на 500 млн долларов. Учитывая, что речь идет не о полномасштабном военном конфликте, а всего лишь о локальном столкновении, соблазн инспирировать такое столкновение для заинтересованных украинских чиновников, становится очень велик. Не говоря уже о том, что для самих США фактическая заморозка «Северного потока — 2» на неопределенный срок, укрепление позиций собственного СПГ на газовом рынке Европы одновременно с ухудшением энергетического и экономического положения «союзников», а также дальнейшее понижение статуса отношений России и Европы — крайне выгодны.
Так или иначе, говорит Антон Гринштейн, «Северный поток — 2» во всей этой геополитической партии все время остается как бы сбоку, но по сути все сроки ее розыгрыша строго привязаны именно к возможным датам запуска поставок через газопровод и наиболее подходящему периоду влияния на принятие положительного решения о его сертификации.
Российское руководство прекрасно понимает, что вместе с завершением острой фазы отопительного сезона в Европе (конец марта — апрель) вероятность положительного решения по СП-2 будет падать. Не исключено, предполагает Гринштейн, что именно в этом, среди прочего, кроются корни внезапно возникшей необходимости сосредоточения мощного военного контингента на границе с Украиной, а затем и встреч России с США и с НАТО.
С другой стороны, и США прекрасно понимают, что если в этот период удастся удержать Германию от одобрения СП-2, то затем будет гораздо проще «заморозить» запуск газопровода, говорит эксперт. Отсюда и высокая вероятность обострения на российско-украинской границе в ближайшие месяцы, а значит и применения против России санкций предусмотренных в пока еще проекте «Закона о защите суверенитета Украины 2022».