Согласно прогнозам SberCIB Investment Research, производство кондитерских изделий в России увеличится на 11%, с 4,04 млн тонн в 2021 году до 4,47 млн тонн в 2026-м.
Об этом говорится в исследовании, которое поступило в распоряжение «Эксперта». Уточняется, что три четверти прироста произойдет за счет экспорта, ещё четверть — за счет внутреннего потребления.
Отмечается, что оборот торговли кондитерскими изделиями прямо пропорционален доходам населения: к примеру, при их росте на 1% оборот в сегменте увеличивается на 0,9%. В компании указывают на то, что рост доходов позволит россиянам больше тратить на сладости. В настоящее время доля этой категории товаров в расходах жителей РФ на продукты питания не превышает 6%.
По прогнозам Центра макроэкономических исследований Сбера, до 2026 года доходы населения покажут рост более чем на 2% в год. Внутреннее потребление сладостей, в свою очередь, будет расти в среднем на 0,9% ежегодно и достигнет насыщения через четыре года. В среднем в 2026-м каждый россиянин будет потреблять примерно по 26,2 кг кондитерских изделий в год в сравнении с 24,5 кг по итогам 2020 года. При этом с большей вероятностью предпочтение будет отдаваться более дорогим изделиям, в том числе шоколаду.
Согласно расчетам аналитиков, наиболее перспективные рынки для экспорта российских сладостей — Китай и страны Персидского залива. В настоящий момент конфеты и печенье из России поставляется, в основном, в Казахстан, куда идет почти четверть (24%) кондитерской продукции, а также в Белоруссию (14%) и Китай (12%). Отмечается, что Казахстан и Белоруссия уже перенасыщены российскими товарами этой категории: доля РФ в объеме импорта в этом сегменте у этих стран равна 75% и 65% соответственно, в то время как в КНР она находится на уровне лишь 10%, а в странах Персидского залива и вовсе ниже 5%.
В прошлом году экспорт российских конфет и печенья вырос на 20% до 815 тысяч тонн на общую сумму 1,7 млрд долларов, что стало рекордным показателем последних десятилетий. Специалисты уверены, что экспорт кондитерских изделий в России будет расти в среднем на 5% в год и к 2026-му достигнет 1 млн тонн в натуральном выражении и 2,3 млрд долларов — в денежном.
В пресс-службе холдинга «Объединённые кондитеры», который поставляет продукцию в более чем 45 стран, отмечают: в первую очередь рост связан с тем, что все больше потребителей в разных странах открывает для себя тот факт, что россияне производят действительно качественный продукт. «Так, например, холдинг "Объединённые кондитеры" располагает собственными цехами по переработке какао-бобов, один из которых расположен в Москве и является одним из крупнейших в Восточной Европе. Следовательно, мы используем не покупные полуфабрикаты, а собственное сырье, и качество шоколада контролируется на каждом этапе производства», — пояснили в компаниии, добавив, что перспективными являются как новые направления, так и те, с которыми уже существуют долгосрочные отношения, в частности, страны СНГ. Заметный рост по экспорту в 2021 году продемонстрировали ОАЭ, Китай, Корея, рассказали в холдинге.
Между тем объем импорта в сравнении с производством сладостей в России демонстрирует довольно скромные показатели — в 2020-м он составил 9% (340 тыс. тонн на общую сумму 1,1 млрд долларов) от общего объема. В 2014-2015 годах импорт значительно снизился из-за сокращения потребления сладкого, однако сейчас продолжает восстанавливаться. По результатам прошлого года он составит, предположительно, 388 тысяч тонн продукции на сумму 1,3 млрд долларов. За 10 лет объем валовой выручки от продажи сладостей в России поднялся в среднем на 10% в год и увеличился с 277 млрд руб. в 2011 году до 613 млрд руб. в 2020-м. Аналитики ожидают, что итоги 2021-го покажут рост рынка на четверть.
Ранее «Эксперт» писал о том, что Россия вытеснила Швейцарию из первой десятки мировых экспортеров шоколада, заняв 10-е место в мировом рейтинге поставщиков шоколадной продукции по экспортной выручке за 12 месяцев. По итогам сентября 2021 года российский экспорт шоколада в годовом выражении достиг $838 млн, в то время как у Швейцарии показатель за тот же период составил $819 млн.