На фоне роста доходностей облигаций и сообщений СМИ о приближении войны в Европе фондовые индексы США опять закрыли неделю в минус. В пятницу рост, не влиявший на эти итоги, показали лишь Nasdaq и S&P500. Для первого это третья подряд неделя падения, а для последнего, как и для Dow, – вторая.
Геополитическая напряженность, ожидание ужесточения денежно-кредитной политики в США и новый рост доходностей US Treasuries сделали свое дело – для акций во многих странах пятница была непростым днем. На фоне европейских индексов даже российские, быстро падающие второй день подряд индексы, теперь смотрелись органично. Снижение Индекса МосБиржи и Индекса РТС (на 2,12% и 2,05% соответственно) было больше, чем у германского DAX (0,93%) или французского CAC 40 (-0,81%). Однако были результаты и хуже: датский OMX Copenhagen 20 Index, например, упал на 2,81%.
Американские фондовые индексы завершили день разнонаправлено благодаря коррекции в конце торгов, связанной, среди прочего, с закрытием коротких позиций перед выходными. И чем сильнее было падение накануне, тем заметнее был отскок.
Nasdaq Composite и S&P500 выросли на 0,59% и 0,08% соответственно. Dow Jones Industrial Average упал на 0,56%. На последние два давили распродажи акций банков: ранее считалось, что они выигрывают от роста ставок и инфляции, но опубликованная ими в пятницу отчетность вызвала сомнения в этом.
Однако на результаты недели в целом все это повлияло не особенно: для всех трех индексов она вновь закончилась ниже закрытия предыдущей пятницы. Для Nasdaq Composite это уже третий случай подряд (первая неделя снижения пришлась для него на прошлый год). Это неудивительно: падение идет во многом на продаже акций роста.
Сообщения о потенциальном вторжении России в Украину с развесистыми «теориями» и все новыми деталями того, при каких обстоятельствах и когда оно случится, занимали почетные места в потоке деловых новостей. Для Bloomberg вообще в какой-то момент ничего важнее на рынках, казалось, не было. И все же не это было основным двигателем котировок, хотя, быть может, и добавляло эмоционального фона. Главные причины плохой погоды на биржах в основном остаются прежними – ожидание подъема ставок ФРС.
В пятницу тот же Bloomberg процитировал главу JPMorgan Джейми Даймона, отметившего, что ужесточение денежно-кредитной политики не обязательно будет таким «мягким и нежным», как полагают некоторые. Он считает, что ФРС повысит ставки целых семь раз.
Ранее рынки ожидали в этом году трех-четырех повышений, постепенно все более склоняясь к последнему варианту. Согласно аналитикам CME FedWatch Tool, вероятность того, что этот процесс начнется в марте, выросла в глазах рынка за последние два дня с 78,2% до 86,1%.
Все более высокие ставки в теории делают все менее привлекательными для инвесторов будущие денежные потоки и, соответственно, понижают оценки акций. Реальность чуть сложнее. Конечно, аналитики порой подставляют новый размер процента в формулу, но далеко не все занимаются дисконтированием дивидендов или будущей прибыли, решая, покупать ли акцию. Особенно, если речь идет об убыточных акциях роста, когда дисконтировать надо фантазии. Такие инвесторы зачастую и раньше не особенно задумывались, по какой ставке это могло бы делаться, и теперь едва ли будут.
Но обобщенное влияние их решений, связанных со ставками, на котировки явно существует. Сравнить относительный доход от облигаций, депозитов и дивидендов может любой – и кто-то сменит менее выгодный инструмент на другой. А на кого-то, возможно, повлияют другие соображения. Ужесточение денежно-кредитной политики будет включать в себя еще и сокращение баланса ФРС, раздувшегося за время пандемии. Это, как и подъем ставок, ведет к снижению ликвидности, которое обычно способствует падению котировок. И последнее само по себе способно очень убедительно объяснить кому-то, что пришла пора продавать, особенно, если акция куплена с плечом. Однако все это довольно долгая история.
«Изменение цен при все более “ястребиной” ФРС это процесс не на одну неделю, — отметила глава отдела акций и рынков капитала BNY Mellon Wealth Management Алисия Левин на CNBC. — Хотя на прошлой неделе произошло немало всего, я думаю, что в этом квартале у нас будет еще больше волатильных дней для бумаг технологических компаний и акций роста в целом».