Разработчиков в сфере информационных технологий не хватает в Российской Федерации и госсектору, и частному бизнесу. Кадровый дефицит оценивается в 1 млн специалистов и может удвоиться.
По оценке вице-премьера Татарстана Романа Шайхутдинова, к 2027 году нехватка IT-специалистов в стране может достичь примерно 2 млн человек. Такие данные со ссылкой на расчеты Минцифры чиновник озвучил в рамках дискуссии «Как выжить в эпоху цифрового кадрового голода?», состоявшейся на Гайдаровском форуме. Для решения проблемы нехватки кадров нужно увеличивать число бюджетных мест в вузах и сделать более тесным взаимодействие учебных заведений с компаниями и предприятиями.
«Сегодня в государственном секторе достаточно большой запрос на собственных разработчиков. В России есть особенность: каждое крупное предприятие старается создавать собственные цифровые активы, формирует собственную команду. Проистекает это из критериев соблюдения необходимости информационной безопасности, экономической безопасности и госконтроля. У нас в меньшей степени покупаются импортные системы с учетом того, что все больше и больше сегодня мы видим запрос на импортозамещение в госсекторе, в предприятиях с участием государственного капитала», — отметил, в частности, Шайхутдинов.
По его оценке, уже сейчас в стране наблюдается кадровый голод в IT-сфере: объемы нехватки специалистов оцениваются в 1 млн человек. Прогноз до 2027 года — удвоение этой цифры, то есть около 2 млн человек.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев отметил, что для решения проблемы с нехваткой кадров в IT-сфере Минобрнауки увеличивает количество бюджетных мест в вузах по этим направлениям.
«В 2023 году мы уже, очевидно, преодолеем планку в 120 тыс. бюджетных мест по направлениям для цифровой экономики. Это не только программисты, это широкий круг направлений, где цифровая составляющая является или определяющей, или крайне важной», — отметил он.
Ректор Российского технологического университета МИРЭА Станислав Кудж добавил, что предприятиям необходимо взаимодействовать с вузами и сообщать информацию о реальных потребностях, которые они будут испытывать через несколько лет. По его словам, на целевую подготовку в рамках общих контрольных цифр приема выделяется сегодня порядка 10% квот, но этот показатель необходимо увеличить.
Спрос на IT-специалистов сейчас действительно высокий, признает генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова. И продиктован он в первую очередь масштабной цифровизацией и автоматизацией бизнес-процессов, которую подстегивают и развитие удаленной экономики, и стремление к оптимизации и повышению эффективности производств в кризисный период, и усиление контроля со стороны государства.
Причем, указывает эксперт, сейчас цифровизация — дело не только IT-компаний и бигтеха. Банки, ритейлеры, операторы связи и даже девелоперы — все переводят в цифру свои бизнес-процессы, строят экосистемы, создают высокотехнологичные инфраструктуры. Сейчас цифра проникает даже в производства и добывающую промышленность. Например, информационные технологии помогают искать месторождения под разработку. И всем нужны специалисты для поддержания и развития новых сервисов. Поэтому и голод на рынке труда огромный. Этот голод усиливает и демографическая яма и тот факт, что вузы действительно не успевают готовить необходимые кадры.
Дело в том, объясняет Ускова, что обучение по технологическим специальностям занимает время: 4-5 лет минимум, а технологический стек меняется слишком быстро. То, что актуально сейчас (языки программирования, например) может уйти в прошлое через 2-3 года. И классические университеты в такой ситуации банально не успевают готовить кадры для перекрытия спроса. На помощь приходит ED-Tech с онлайн программами, но и этого мало. Так, согласно недавнему опросу Maximum Education и портала «Навигатор поступления», треть выпускников школ в 2021 году собирались поступать в вузы на ИТ-специальности.
Учитывая, что у нас в этом году около 697 тыс. выпускников, это около 230 тыс. человек. Такого количества российской экономике, которая с каждым годом становится все более цифровой, недостаточно, но и их рынку еще придется подождать в среднем четыре года, заключает эксперт. Значит, наступило самое время задумываться о том, чтобы наращивать бюджетные места в вузах, развивать программы профессиональной переподготовки и, возможно, активнее импортировать кадры. Что же касается зарплат, то учитывая текущий дефицит на фоне высокого спроса, расходы на IT-специалистов будут продолжать расти и дальше.
В последние годы наблюдается постоянно растущая потребность отечественной экономики в разработчиках программного обеспечения и в интернет-специалистах, соглашается преподаватель Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Устойчивость этого процесса определяется глобальной тенденцией развития не только нашего, но всего мирового сообщества.
В условиях пандемии, когда акцент деловой активности бизнеса массово сместился в онлайн-сферу, IT-специалисты стали нужны всем. Нехватка профессионалов этого направления усугубляется не только тем очевидным обстоятельством, что отечественные вузы не способны оперативно обеспечить экономику необходимым количеством высококвалифицированных кадров, но и особенностями деятельности российских предприятий в условиях импортозамещения.
Требования к безопасности программного обеспечения определяют необходимость собственных оригинальных разработок в этой области. В результате государственные компании и крупные сырьевые корпорации, составляющие фундамент российской хозяйственной системы, не считаясь с затратами на зарплаты, практически «сметают» с рынка труда всех стоящих разработчиков ПО. Не стоит сбрасывать со счетов и сохраняющийся отток специалистов за рубеж.
Надо сказать, что направления, предполагающие повышенные требования с безопасности и имеющие особое стратегическое значение (а это практически все предприятия, связанные с обороной страны), располагают серьезным бюджетным ресурсом, что дает им возможность успешно создавать собственные программные разработки, искать и перекупать необходимые для этого кадры. В этом плане дефицит айтишников в ключевых для нашей страны секторах не представляется фатальным.
В то же время, вся производственная инфраструктура, выстраиваемая вокруг госсектора, действительно оказывается в сложной ситуации. Требования к предприятиям, принимающим участие в формировании госзаказа высоки, а возможности привлечения дорогостоящих профессионалов ограничены.
Сейчас, повторяет эксперт, спрос на IT-специалистов приобретает воистину лавинообразный характер. Связано это не только с госсектором. В условиях все более интенсивного развития финансовых онлайн-сервисов, а также растущих требований к их безопасности, банки тоже становятся активными участниками борьбы за трудовые ресурсы профильной специализации. Существующая система образования явно не успевает подстроиться под реальную динамику рынка труда. И в ближайшие 3-5 лет диспропорция между спросом и предложением на рынке IT-кадров сохранится.