Белый дом не может совладать с ценами на «черное золото», попытка Байдена залить мировой рынок нефтью закончились неудачей
Америка потерпела очередное поражение. Несмотря на все усилия администрации Байдена цены на «черное золото» ползут вверх и, по прогнозам специалистов, будут расти весь год. Белому дому не остается ничего иного, как ждать, когда они сами остановятся.
Объявляя в конце прошлого года о планах выбросить на рынок 50 млн баррелей из стратегических резервов для снижения цен на бензин, Джо Байден отмахнулся от предупреждений экспертов, что эффект от этого решения будет недолгим. Цены, как и надеялся президент США, действительно опустились, хотя и очень значительно, но вскоре возобновили рост. Причем, перспективы для Америки, где бензиновые цены являются очень важным экономическим показателем, влияющим на ситуацию в стране, выглядят мрачно — все больше прогнозов о том, что цены на нефть, подстегиваемые быстро восстанавливающимся спросом на нее и не успевающим за ним предложением, могут достигнуть в этом году трехзначных значений.
Аналитики Morgan Stanley и Goldmah ожидают, что цена барреля нефти марки Brent может достичь 90 долларов, а в JP Morgan недавно спрогнозировали преодоление психологического рубежа в 100 долларов за баррель.
Естественно, такие прогнозы не обещают ничего хорошего администрации Байдена, у которой в этом году промежуточные выборы. Высокие цены на бензин провоцируют рост недовольства избирателей действиями властей, которое снижает шансы демократов на победу и повышает их для республиканцев. Конечно, Белый дом может выбросить на рынок дополнительные десятки миллионов баррелей нефти из стратегических резервов, но едва ли эти «вбросы» окажутся эффективнее первого.
«Если предположить, что в Китае не произойдет резкого спада, что омикрон пройдет и что способность ОПЕК+ наращивать добычу нефти так и останется ограниченной, — заявил на прошлой неделе в интервью Reuters старший аналитик OANDA Джеффри Хэлли, — то не вижу причин, почему цена барреля не может приблизиться уже в первом квартале к 100 долларам».
В случае достижения Brent приблизительно 100 долларов за баррель за ней немедленно последует нефть марки West Texas Intermediate. Причем, и в том случае, если в самих США вырастет ее добыча. Самое неприятное для Вашингтона заключается в том, что даже при росте добычи в Америке спрос в глобальном масштабе все равно будет превышать предложение. По оценкам Международного энергетического агентства (IEA), глобальный спрос отстает сейчас от предложения как минимум на 1 млн бар./день. Ликвидировать этот разрыв будет крайне трудно, даже если все американские сланцевики резко начнут качать нефть из всех законсервированных скважин.
Напомним, что президент Байден в прошлом году лично просил страны ОПЕК повысить добычу, чтобы в США подешевел бензин, но получил отказ. И дело здесь не в желании нефтедобывающих стран отомстить Америке, например, за поддержку Израиля, а в том, что у них серьезные проблемы с наращиванием добычи.
ОПЕК+ пока придерживается графика повышения добычи на 400 тыс. бар./день, но, как пишет Oil Price со ссылкой на аналитика RBC
Capital Markets Майка Трана, в реальности месячный рост составляет порядка 250 тыс. баррелей. Одни страны, как, например, Нигерия, не выполняют обязательства из-за технических проблем; а другие, как, скажем, Ливия — из-за политических.
Причина носит структурный характер. Проблема разрыва между спросом и предложением не временная, ее невозможно решить быстро и легко. Во-первых, потому что у ОПЕК ограниченные резервные мощности, которые к тому же оба года пандемии еще и снижались. Во-вторых, существует еще более серьезная проблема резкого снижения инвестиций в нефтяной сектор. Убедить акционеров нефтяных компаний и инвесторов в том, что без нефти планете не прожить, не удается. По крайней мере, пока не удается.
Белый дом и энергетические регуляторы ничего не могут сделать. Им сейчас остается беспомощно следить за всеми «па», которые вытворяют цены на «черное золото», и ждать, когда они выдохнутся и успокоятся.
Американским властям остается немного утешаться тем, что роста цены барреля до 100 долларов не хотят и в ОПЕК.
«Мы ведем себя очень аккуратно, — заявил на прошлой неделе агентству Bloomberg министр нефтяной промышленности Омана Мохаммед аль Руми. — Мы будем очень внимательно следить за нашей добычей. Пока, думаю, рост на 400 тысяч баррелей в день в месяц правильный, потому что спрос растет и нам не нужен перегрев рынка. Мы не хотим, чтобы баррель нефти стоил 100 долларов. Мир к этому не готов».