«Байкал» идет на взлет

Новому российскому самолету, подготовленному на смену Ан-2, предстоит доказать заявленные производителем характеристики и свою надежность.

Читать на monocle.ru

Новый российский легкий самолет ЛМС-901 «Байкал» совершит первый полет до конца января текущего года. Воздушное судно находится в активной стадии испытаний, буквально в эти дни успешно совершает пробежки по взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома и подлеты с отрывом всех стоек шасси.

«Байкал» является многоцелевым самолетом, который должен занять на рынке нишу морально и физически устаревшей «рабочей лошадки» Aн-2. Впервые ЛМС-901 был продемонстрирован публике в Жуковском на авиасалоне МАКС-2021.

 «Рабочая лошадка» гражданской авиации

Турбовинтовое однодвигательное воздушное судно разработано дочерней компанией Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) «Байкал-Инжиниринг» и МАИ. Задача перед авиастроителями с Урала была поставлена курирующим проект Министерством промышленности и торговли РФ.

У самолета непростая история. Началась она с того, что Сибирским НИИ авиации имени Чаплыгина также на смену Ан-2 были разработаны самолеты-близнецы ТВС-2МС и ТВС-2ДТС. Первый — просто ремоторизованный «кукурузник», второй — созданный на основе «аннушки» при использовании композитных материалов биплан. Однако в серию они не пошли.
 
Минпромторг, во-первых, указал на несоответствие массы нормам летной годности. При взлетной массе в 5700 кг бортом не могут управлять обладатели свидетельств частного и коммерческого пилотов. Нужно свидетельство пилота линейного, что усложняет жизнь эксплуатантам. 

Во-вторых, проблемой также с точки зрения летной годности стала переразмерность. На борту планировалось размещать от 12 до 14 пассажиров, тогда как для одномоторного самолета нормативными документами их предусматривается не более 9. 

В-третьих, камнем преткновения стала слишком большая доля импортных комплектующих, не вписывавшаяся в политику импортозамещения. Отечественного аналога двигателя Honeywell не нашлось, как и российской замены импортной углепластиковой ткани, подходящей для планера данного типа. А это в условиях санкций могло быть критически важным.  Кроме того, самолет получился слишком дорогим для своего класса. В результате, был объявлен новый конкурс на замену Ан-2, победил в котором УЗГА. 

Проект ТВС-2МС все-таки получил развитие, но в модификации «Партизан», оснащенной, помимо основного двигателя, дополнительной силовой установкой с 8 электромоторами на нижнем крыле. Их воздушные винты обеспечиваю дополнительную подъемную силу, что позволяет осуществлять взлетно-посадочные операции на площадке размером 50 на 50 метров. Уникальные летные характеристики «Партизана», продемонстрированные на вышеупомянутом МАКС-2021, вполне могут пригодится во многих ситуациях, однако необходимости создания именно «рабочей лошадки» для российской авиации это не отменяет. И, похоже, она появилась.

Машина учится летать

Моноплан ЛМС-901 «Байкал», при разработке которого использовались отдельные решения произведённого в 90-х годах всего в двух экземплярах Т-101 «Грач», имеет взлетную массу 4800 кг, размах крыла 16,5 м (крыло выполнено из российских композитов), максимальную дальность полета в 3000 км, дистанцию разбега/пробега 220/195 метров, крейсерскую скорость 300 км\ч.
 
Самолет оснащен газотурбинным двигателем ВК-800С, разработанным компанией «Климов». Взлетная мощность — 800 лошадиных сил, крейсерская — 450. Старт летным испытаниям планировалось дать 3 месяца назад, но по ряду объективных и субъективных причин, включая пандемию, «учится летать» машина начала только сейчас. В серию самолет планируется запустить в 2024 году. Отечественная региональная авиация очень остро нуждается в данном типе ВС. Особенно, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Надёжность – это главное

«Ан-2 был самым массовым самолетом СССР, в общей сложности было выпушено порядка 18 тысяч единиц. Это абсолютный рекорд. Никто и нигде, даже на Западе, не сделал лучшего самолета именно для эксплуатации в России. И на сегодняшний день, несмотря на то, что разработан он был еще в 1948 году, Ан-2 до сих пор востребован. И до сих пор летает и в гражданской авиации, и не только. По сути, сейчас долётывают те экземпляры, которые еще могут подниматься в небо, — рассказал «Эксперту» руководитель отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. — Самолет очень ремонтопригоден, его можно бесконечно перебирать, обновлять оборудование, двигатель, но в XXI веке уже требуется самолет с чуть-чуть лучшими параметрами. Под эти параметры и создавался “Байкал”».

По мнению эксперта, ключевыми характеристиками для самолетов такого класса являются короткие разбег и пробег, взлет и посадка на неподготовленные аэродромы, эксплуатация при экстремальных температурах, безангарное хранение, простота и дешевизна в производстве, обслуживании и эксплуатации. 

«Нужно, чтобы самолет мог взлететь с любой поляны и сеть на любую поляну в любое время дня и ночи и в любую погоду. И мог быть отремонтирован в полевых условиях», — подчеркнул Роман Гусаров, добавив, к «Байкалу», помимо перечисленного, предъявляются современные требования по комфорту, безопасности, сертификации.

«У нового воздушного судна будет уже не поршневой, а турбовинтвой двигатель, который повысит скороподъемность. В салоне будет теплее. Добавится новое бортовое оборудование в кабине пилотов. То, что самолет стал монопланом, добавит ему скорости и экономичности. При этом дальность будет даже больше, чем у Ан-2. Пока “Байкал” не взлетел и не подтвердил свои характеристики, но навскидку необходимым требованиям и техническому заданию, которое на него выдано заказчиком, он соответствует. А дальше надо будет доказывать. И в первую очередь - надежность», — считает эксперт.